Клаус Шульце: цифро – аналоговая конверсия

Хотя это интервью и опубликовано достаточно давно, но, на мой взгляд, не потеряло определённой доли актуальности. О некоторых вопросах, которые здесь затронуты, головы ломают до сих пор – и будут ломать ещё долго. Да и вообще, достаточно интересно всё это почитать с исторической точки зрения. Желающие поподробнее узнать, как живёт и чем сейчас дышит Клаус Шульце, могут нанести визит на его сайт: www.klaus-schulze.com/welcome.htm

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 1996 года.

Клаус Шульце: цифро – аналоговая конверсия

Крёстный отец немецкой электронной музыки Клаус Шульце, в 80-х годах был приверженцем тотального цифрового подхода к записи. Но, за последние несколько лет, он радикально пересмотрел свою прежнюю философию. Пол Тинген встречается с музыкантом, для которого старые рабочие привычки умирают трудно.

На первый взгляд, это выглядит как довольно типичная современная студия звукозаписи. Большой удобный диван, журнальный столик и гитарная стойка приглашают посетителя прилечь, почитать книгу, немного послушать музыку или просто погреться в атмосфере творческого потенциала.
Только изобилие старинного оборудования и несколько неортодоксальное расположение студии указывают на личность владельца. На островке в центре контрольной комнаты – две микшерных консоли: Soundcraft 6000 (92 канала, спецзаказ) и Mackie (32 канала); две пары мониторов (KS и Tannoy); два клавишных инструмента (PPG Wave 2.2 и Memorymoog); несколько компьютерных мониторов и масса «навесного» оборудования. Все элементы на островке расположены таким образом, что пользователь оказывается перед его серединой. С правой стороны контрольной комнаты, с обеих сторон дивана, находятся две крошечных изолированных комнатки. Создаётся впечатление, что эта музыкальная студия настоятельно индивидуализирована под точные требования музыканта, который в ней работает.
При ближайшем рассмотрении, многие из экспонатов, которые «замусорили» паркетный пол, представляют не только старую, но и редкую, «тайную» технологию. Доминирующий над левой стеной гигантский модульный Moog 3C, со своими привлекательными соединительными проводами, является самым ясным свидетельством этого. Два Minimoog’а, Quasimidi Raven и Cyber 6 размещены под большим Moog’ом. В задней части студии есть стойка с девятью Hohner HS1/HS2 (клоны от Casio) и рядом с нею такие инструменты как, Korg T3, Akai S1000, Prophet 2000 и EMS A2X. Другая стойка содержит старинно выглядящий сэмплер Akai S612 с двумя дисководами. На островке в центре комнаты, рядом с PPG Wave 2.2, находится стойка, куда входят Moog Vocoder, ARSonic Refresher, Roland Super Jupiter/MKS80, старые аналоговые гармонайзеры Eventide H494 и 910, вокодер Korg DVP. Наконец, есть причудливый, в форме радиатора, цифровой ревербератор EMT251 и с не менее оригинальным внешним видом EMS Synthi A.

«Музыка – это эмоциональная вещь, и когда Вы используете страничную систему доступа к параметрам, Вы выходите из этого эмоционального государства и попадаете в интеллектуальное»

Причина этого явного разнообразия звуковых источников и устройств обработки становиться ясной тогда, когда Вы обнаруживаете что это – игровая площадка одного из пионеров мирового электронного синтеза. Получив известность во время работы с группами Tangerine Dream и Ash Ra Tempel в начале 70-х, Клаус Шульце с тех пор выпустил (на момент написания этой статьи) более 50 сольных альбомов. Начиная со своего дебютного альбома Irrlicht (1972), он влиял практически на всех, кто когда-либо работал с синтезаторами. Можно назвать некоторых: в 80-е годы - Vangelis, Kitaro, Jean-Michael Jarre; в 90-е - The Orb или The Grid. И можно назвать многих других, кто работает стилях new age и ambient house.

Музыкант с Молдау

Студия и дом Клауса расположены глубоко в лесу, недалеко от города Ганновера. Он объясняет, что назвал свою студию Moldau Musik из-за игры слов в названии его деревни и чешской реки Влтава (Молдау по-немецки), воспетой чешским композитором Сметаной в одном из своих самых известных произведений. Студия начала своё существование с 1977 года, когда Шульце переехал из своего родного Западного Берлина. Берлинская музыкальная сцена перестала вдохновлять его, и он, как говорится, предпочёл «сельскую местность». До его переезда, Берлин играл основную роль в музыкальном развитии Клауса. В детстве он изучал классическую гитару, а потом занялся барабанами, когда захотел войти в мир рок-музыки. Он играл в группе под названием PsyFree, прежде чем Edgar Froese в 1969 году предложил ему стать барабанщиком в новой группе Tangerine Dream.
Этот коллектив, вместе с Kraftwerk и Can, был частью международного влияния волны немецких групп, и Шульце был вовлечён в создание оригинального дебютного альбома Electronic Meditation (1970). Но прежде чем альбом был выпущен, он оставил Tangerine Dream и переключил своё внимание к синтезатору, потому что «я хотел делать новую музыку с инструментом, на котором я никогда не играл прежде». В результате, он выпустил первый из множества сольных альбомов Irrlicht (1972). Скоро последовали Cyborg и Picture Music (оба 1973 год). Это были очень значимые альбомы, которые оказали влияние на многих композиторов наших дней – от минималистов до классических. Можно назвать LaMonte Young, Terry Riley, Philip Glass и Stockhausen. Это определило параметры его фирменного стиля, которые он совершенствовал на протяжении 50-и сольных пластинок.
Атмосферные, симфонические хороподобные звуки, проникновение классики, стремительные арпеджио, внезапные модуляции, бесконечные слои эффектов и звуков, фантастические, экспериментальные и абстрактные звучания – вот основные лейтмотивы Шульце. Большая часть его музыки состоит из медленных, сказочных звуковых ландшафтов, полных особенной глубиной. Факт, что они зачастую очень богаты атмосферой, но коротки на мелодии, и могут продолжаться достаточно продолжительное время (получасовые композиции не редкость).Это, в основном, и разделяет поклонников и критиков его творчества. «Мой стиль музыки – всегда тоже самое», комментирует Клаус, «но экспрессия (выразительность) различна с каждой частью. Это похоже на Феллини, который однажды сказал: «я сделал много фильмов, но в итоге я сделал только один фильм».
В отличие от многих других электронных музыкантов, Шульце долгое время был чемпионом живых выступлений, и имеет тенденцию играть только новый материал с каждым туром. Он записывает второстепенные партии в секвенцер, остальное играет вживую, и «поклонники просто закрывают свои глаза и слушают…» В последнее время Клаус возвратился к своим классическим корням с альбомами In Blue (двойной CD 1995 г), очаровательной оперой Totentag (двойной CD 1994 г) и Klaus Schulze Goes Classic (1994). Последний содержит электронные версии произведений Бетховена, Грига, Сметаны, Шуберта и других. Он возник, как своего рода трудотерапия.
Почти что извиняющимся тоном объясняет Шульце: «Мой менеджер сказал мне, чтобы я немного расслабился, потому что было очень много релизов, и у людей нет такого количества денег. Но я не могу просто сидеть и ничего не делать. Мне это надоело, и таким образом, я взял некоторый классический материал и аранжировал его. Я остался очень близок к оригинальным композициям, потому что не хотел делать то, что многие сегодня делают: просто снять самую популярную, цепляющую мелодию, поместить ритм под нею и продать. Это немного походит на вещи, которые сделали Tomito и Carlos, только они использовали аналоговые синтезаторы, в то время как я применял очень много прекрасных сэмплерных библиотек».
За четверть века века музыкальной деятельности и участия в создании более 150 альбомов (в качестве исполнителя, продюсера или сотрудника), этот немецкий музыкант засвидетельствовал много новшеств в сфере музыкальных технологий: он всегда был среди первых, кто внедрял инновации и эксплуатировал их. Альбом Irrlicht (1972) был доисторическим в понятиях синтеза звука, и всё же, Клаус уже выкручивал революционные звуки из органа Teisco, стрингс-синтезатора Solina, лент, ленточной задержки, четырёхдорожечного домашнего магнитофона Telefunken, дешёвого трёхканального микшера Telefunken Echo, гитар и двухканального Revox. В течение 70-х Шульце расширил свою коллекцию аналоговых «артефактов» такими инструментами как: орган Farfisa Duo, синтезаторы EMS A, EMS VCS3, ARP Odyssey, ARP 2600, Farfisa Syntorchestra, Minimoog, Crumar Brass synth, Mellotron, Polymoog, Moog 3C и Yamaha CS80. 
Клаус Шульце освоил 8-трековую запись в 1975 году и 16-трековую в 1979.Тогда же, в 1979 году, начался рассвет цифровой эры. Шульце открыл для себя компьютеры, сэмплеры и цифровые синтезаторы, и в течение 80-х приобрёл инструменты Crumar GDS, Fairlight Series 1 и 2, Emu Emulator 1и PPG Wave 2.2. Альбом 1980 года DigIt был полностью записан на цифровом оборудовании, как и большая часть его продукции в 80-х.

Холодные цифры

К концу десятилетия, однако, Клаус начал испытывать смешанные чувства к цифровым инструментам. Он вспоминает: «В начале я действительно был удивлён чистым цифровым звуком, и был осчастливлен тем фактом, что эти инструменты стабильно держали строй. Я сказал: «забудьте об аналоге, будущее – за цифрой», и отдал многие из своих аналоговых синтезаторов. Но по прошествии нескольких лет мне стало скучно. Когда Вы редактируете цифровые инструменты, Вам препятствует страничная система управления, которая не позволяет Вам работать интуитивно. Всё что Вы можете легко сделать, так это добавить некоторые эффекты и изменить некоторые волновые формы. Но в реальности, D50-й всё ещё оставался D50-м, независимо от того, что я с ним делал».
К концу 80-х, Клаус Шульце стёр пыль с аналоговых синтезаторов (с тех, что у него ещё оставались), и попросил обратно те, что он отдал своим друзьям (многие из них, конечно, не горели желанием отдавать). С этим аппаратом он и приступил к созданию своей гибридной аналоговой / цифровой студии. Начав путь с аналоговыми 24 треками в 1986 году, Шульце ввёл в состав оборудования Moldau Musik в 1989 году компьютер Atari 1040ST, и постепенно, всё больше и больше, переводил процесс записи в среду MIDI. Сегодня ему принадлежит пять компьютеров Atari Mega ST4, три из которых он использует в студии, а два остальных работают в подчинённом режиме. Два дополнительных монитора Atari Synthax по обеим сторонам PPG Wave дают визуальную информацию для музыканта. Используя программное обеспечение Notator SL, система даёт 290 MIDI-каналов. Шульце объясняет, что записывает всю свою музыку в компьютер, а Tascam DA88 использует для записи любых, сыгранных вживую партий. Клаус: «Мне нравится DA88, потому что я придумываю длинные партии, и у меня есть 115 минут на трек в нём. До недавнего времени я использовал Akai DR1200 ADAM (расширяемый до 24-х треков) с 23 минутами на трек».
Шульце не поклонник многих новых синтезаторов, и возлагает вину за большое количество одинаковой современной музыки на технологию: «Я любил Roland JD800, потому что с ним можно было работать как с аналоговым синтезатором. Грустно, что Roland прекращает его выпускать, потому что люди жаловались на большое число кнопок на нём. С другой стороны, я ненавижу Yamaha DX7 – она походит на музыкальный автомат в американском баре и является очень трудной в программировании. Я думаю, что эта трудность с программированием большинства современных инструментов является причиной того, что выходит много записей похожих друг на друга. Люди становятся слишком ленивыми, чтобы редактировать, и просто используют готовые пресеты. И они используют одни и те же самые «сладкие» эффекты, одни и те же «сладко» звучащие микшерные консоли. Что им остаётся для различия между собой – так это только лишь семь нот. И если люди используют только три ноты, их музыка становится действительно скучной. Я больше не знаю, что слушать в эти дни».
В окружении леса синтезаторов и звуковых модулей, напыщенная речь Клауса против современного оборудования могла бы показаться немного иронической. В студии Moldau Musik и в его «музее» в соседней деревне имеется 85 удивительных звуковых источников – 44 клавишных инструмента, 35 рэковых устройств и 7 ритм-машин (включая Roland TR505, Linn 9000, Moog Drums и Akai MPC3000). Добавьте к этому 36 процессоров эффектов, 124 канала на двух микшерах и 290 каналов MIDI на трёх Atari Mega ST4 (количество MIDI-каналов увеличится до 500, когда вступит в работу Apple Mac). Каждый задаётся вопросом, как это Шульце всё ещё может видеть лес среди деревьев? Однако, когда Вы глубже изучите рабочие методы Шульце, то выясните, что у него есть хорошие музыкальные причины для этой огромной коллекции. Две темы главенствуют постоянно, и они отражают опыт, который Клаус получил в течение 25 лет работы с музыкальными технологиями. Первая – это его предпочтение к прямому, интуитивному доступу ко всем параметрам. Вторая – то, что он всегда ищет три вещи в своих звуках и аранжировках: движение, глубину и разнообразие (хаотичность). Он порицает клиническую, статическую точность, что предлагает цифровое оборудование и квантизация (в секвенцерах). Вместо этого, он пытается придать своей музыке аналоговую теплоту, полноту и несовершенство. То, что он отвернулся от аналогового оборудования в 80-х годах, было явным случаем того, как «вместе с водой выплеснули и ребёнка».

Мозг против сердца

Когда Шульце продолжает оставлять в резерве новое программное обеспечение для Apple Mac (см. раздел Mac против Atari) и с осторожностью относится к работе с назначаемыми функциональными кнопками на новых микшерах Yamaha и Euphonix, я начал задаваться вопросом – не становится ли этот неисправимый технофил представителем нового поколения луддитов? Для Шульце это не только вопрос эргономики, но и существенный вопрос к параметрам, которые определяют его музыку.
«Мне нравится видеть то, что я делаю всё время, и причём, в то же самое время. Я использую микшер Mackie в качестве подчинённого к Soundcraft: со многими из моих звуковых источников, что подключены к Mackie и выходят в стерео на Soundcraft, я могу видеть всё, что с ними происходит. Мне не надо, например, идти на какую-нибудь страницу, чтобы проверить настройки эквалайзера на каком-то инструменте. На мой взгляд – это глупо. Музыка – эмоциональная вещь, и когда Вы используете систему страничного доступа к параметрам на микшерах, компьютерах или клавишных, то Вы выходите из этого эмоционального государства, (что я называю внутренним чувством), и попадаете в государство интеллекта. Это походит на гитариста, который внезапно должен начать думать: «О, что это за частота у меня теперь?», и забывает об игре».
Чтобы решить проблему противостояния «нутра» и «мозга» в студии, которая полна всевозможным оборудованием, Клаус Шульце установил чередующийся ритм «эмоциональных дней» и «бухгалтерских дней». Во время первых он только играет, а во время вторых - анализирует трек за треком то что сделал, вычищает ошибки, вырезает избыточный материал и т.д. Чтобы создать уверенность, что «мозг» не мешает «сердцу» слишком сильно, он пытается сделать так, чтобы ко всем параметрам был лёгкий и непосредственный доступ: «Это причина, почему я пользуюсь большим количеством каналов. Я хочу купить ещё два пульта Mackie, чтобы довести число каналов до двухсот и быть в состоянии всё время видеть, что и где я делаю; подключить сразу все нужные мне устройства и не тратить время на разные переключения».

Глубина и движение

Клаус Шульце имеет в своём распоряжении изобилие процессоров эффектов, и некоторые (особо любимые), имеются в нескольких экземплярах. Музыкант, играющий на клавишных инструментах, утверждает, что есть важные причины для приобретения двух и более одинаковых устройств, как например его компрессор/гейт Rebis (аж 8 штук!), компрессор/гейт Alesis 3630, гармонайзер Eventide, SPL Optimizers, ревербератор Roland SRV 2000 и ARSonic Sigma 1.2.
«Мне нравится иметь запчасти, потому что я нахожусь в глубинке, и если у меня что-то поломалось, может легко потребоваться две недели на восстановление. Кроме того, я использую свои эффекты, чтобы радикально рассматривать свои звуки. Они стали его неотъемлемой частью, и я иногда использую несколько эффектов на один звук. Например, я могу использовать ревербератор AKG ADR, у которого очень тёплый и полный звук, плюс Dynacord, у которого больше середины, и SRV2000 для хрустящих высоких частот – и всё это резко панорамирую».

«Мы говорим, что цифра является холодной, но это всё – просто словесный мусор. Это просто более линейно и надёжно, и нравится Вам это или нет – вопрос вкуса».

Широкое употребление эффектов предоставляет его музыке своего рода пульсацию, случайные фазовые интерференции – добавляя глубину и движение к звуку. Это соединяется со второй основной темой рабочего метода Шульце – поиск движения, глубины и звукового изобилия. Это – причина, почему он работает с таким огромным числом звуковых источников. Для него они кажутся более «тонкими», если используются в мультитембральном режиме, независимо от того, что могли бы сказать по этому поводу производители.
По этой причине он использует свои источники в монотембральном режиме. Кроме того, ему иногда нравится использовать два идентичных источника с одинаковым звуком, и панорамировать их в разные стороны. Небольшие несоответствия между звуком различных машин создадут лёгкие фазовые интерференции, осуществляя эффект, который Шульце описывает как «прозрачность, куда внезапно перемещаются вещи; стереоэффект, где середина не пуста».
Тот же самый принцип движения применяется в «торговой марке» Клауса Шульце – быстрых секвенциях-арпеджио, которые ему нравится помещать через исчезающую задержку, синхронизированную с двойной скоростью секвенции. «Таким образом, Вы внезапно получаете полифонический звук из монофонического. Я часто использую это с синтезаторами Moog и применяю модуляцию фильтра, чтобы получить контрасты в звуках. Например, если у меня есть 8-нотная секвенция, я могу запрограммировать фильтр Moog’а так, чтобы первая нота была яркой, вторая – менее яркой, третья – ещё менее яркой, а четвёртая – опять яркая: таким образом, Вы получаете своего рода волновое движение по синусоиде. Теперь, в противоположном канале я мог бы сделать ту же самую секвенцию, но запрограммировать фильтр по-другому. Добавьте дилэи, и у Вас будет повторяющийся цикл, который никогда не повторяется одинаково. Я иногда микширую одну и туже партию по нескольку раз, чтобы «схватить» вариант с лучшими случайными эффектами».
Шульце оплакивает тот факт, что сильная (24dB/октава) фильтрующая способность синтезаторов Moog не доступна на современных цифровых аппаратах: «Вы можете сделать это немного на Quasimidi Quasar, Raven или Nord lead, но у них фильтры с крутизной всего лишь 12dB/октава» - говорит он, добавляя, что все треки которые он делает в студии со своей комбинацией аналоговых и цифровых устройств, должны подражать недостаткам старых аналоговых синтезаторов. «Аналоговые машины не настолько линейны. Например, у меня есть американский рэковый римэйк Minimoog, сделанный фирмой Studio Electronics (той, что снабдила MIDI-интерфейсом мои другие Moog’и). В принципе, всё в порядке, но он мне кажется более тонким, чем оригинальный Minimoog. Тайна Minimoog – то, что у него есть три генератора, которые всегда немного не строят друг с другом, и это создаёт жирный звук. Генераторы римэйка на 100% совершенны, и таким образом, это практически один и тот же генератор. Аналог создаёт что-то, что мы называем теплотой, но фактически – это дефект. Мы говорим, что цифра является холодной, но это – словесный мусор. Это просто более линейно и надёжно, и нравится Вам это или нет – вопрос вкуса».

Нечёткая логика

После борьбы с цифровой скукой в 80-х, Шульце ясно предпочёл недостатки старого оборудования – он это чётко продемонстрировал во время тура по своей студии, когда начал петь хвалу старым аналоговым гармонайзерам Eventide H910 и H949: «У них есть некоторый вид внутренней модуляции. Когда они нагреваются, звук становится более нечётким. В отличие от них, цифровые гармонайзеры стерильны». Хотя, с другой стороны, Roland SRV2000 «работает как ленточное эхо в старые добрые времена, где задержанный звук ухудшается. Если дилэи и ревербераторы совершенны, Вы получаете стерильные (бесплодные) результаты. Но с несовершенными дилэями Вы сможете отличить оригинальный звук от задержанного».
Наполняя свои работы движением и теплотой, Клаус также пропускает всю свою музыку через цепь эффектов и обработок. «Всё, что я делаю, сначала идёт через дешёвый Alesis 3630 – его я использую только как гейт, так как некоторый аналоговый материал может быть достаточно шумным. Потом сигнал проходит через SPL Vitalizer MkII, который создаёт более широкую стереокартину. Он делает звук финального микса таким, будто Вы сняли полотенце с динамиков. Далее материал идёт на SPL Optimizer, который работает как фильтр Neve с Q-фактором. Это что-то наподобие гейта, но срабатывающий на определённой частоте. Таким образом я могу вынуть определённые вещи из целого. И, наконец, всё проходит через ARSonic Sigma 1.2 – шумоподавитель и гейн-контроллер».

Когда было спрошено о его планах на будущее, Шульце настаивал в своём ответе, что у него нет никаких намерений купить какое-либо новое оборудование – разве что рекордер на жёстком диске: «Я не спешу. У меня фактически есть всё, в чём я нуждаюсь. Виртуальная акустика? Просто производители пытаются вытащить аналоговое качество из цифрового устройства. Всё это физическое моделирование, в действительности, не приводит к новым звукам».
Может быть, Клаус страдает от массового технологического перебора. И всё же его ссора не столько непосредственно с технологией, сколько с её реализацией. Он достаточно долго находился в этом бизнесе, чтобы признать, что инновации действительно делают жизнь легче. В лесной среде обитания, как его, Вы довольно скоро изучите различие между лесом и деревьями.

ATARI против MAC

Шульце объявляет себя поклонником компьютеров Atari, но с сожалением признаёт, что у него скоро не будет никакого выбора, кроме как переключиться на Apple Quadra 800 с Emagic Logic Audio.
«Atari вымирает. Но я предпочитаю Notator SL, потому что это – программа для музыканта. Когда Вы музыкант, то не нуждаетесь во всех этих новых возможностях, которое даёт Вам это новое программное обеспечение для Apple Mac. Они делают работу менее гибкой. Вы должны пройти слишком много различных страниц, чтобы сделать вещи».
«Есть много новых возможностей, предоставляемых секвенцерными программами от Steinberg и Emagic. Многие из них – чистая ерунда и предназначены для музыкантов. Atari больше отвечает их потребностям. Я использую компьютер как многодорожечный магнитофон (для MIDI). Я не редактирую сильно. Вероятно, это потому, что я привык работать с ленточными машинами. Я начинал с двух и четырёх треков и не был в состоянии делать все виды умных вещей, типа копирования с одного трека на другой и так далее – таким образом я и с компьютером не делаю ничего особенного. Я только копирую, если хочу удвоить трек, и квантую, главным образом, только лишь быстрые секвенции-арпеджио, потому что они должны быть абсолютно ровными. Больше ничего особо не квантую, даже барабаны. Компьютеры не дают грува, и когда Вы квантуете вещи, они становятся безжизненными. Мне не нравится вычислять песни, используя услуги компьютерного редактирования. Я предпочитаю играть, и если делаю ошибки, играю это снова».

Время и движение

Интересно, что самый важный будущий проект Клауса Шульце – полный пересмотр планировки студии: «Я хочу держать все мои звуковые источники и эффекты позади занавеса – где диван и звуконепроницаемые кабины – кабины, кстати будут уничтожены. И когда я буду работать, всё, что я буду видеть, будет четырьмя микшерными консолями, компьютерами и мастер-клавиатурой. Я могу изменять звуки большинства синтезаторов посредством компьютера. Всё остальное должно уйти за занавес. В основном, я больше не хочу видеть технологию. Я просто хочу больше места».

Оборудование Клауса Шульце

Клавишные инструменты:
• Akai S1000KB (32Mb) (x2)
• Akai X7000
• Crumar GDS
• EMS Synthi A (x2)
• Emu Emulator III
• Fairlight 2
• Hohner HS1
• Kawai K4
• Korg M1
• Korg T1
• Korg T3
• Kurzweil K1000
• Kurzweil K2000
• Mellotron (двух-мануальный)
• Moog 3C modular (4 модуля)
• Moog Memorymoog
• Moog MIDImoog
• Moog Minimoog
• Moog Polymoog
• Novation BassStation
• PPG Wave 2.2
• Prophet 2000
• Quasimidi Cyber 6 (x3)
• Quaimidi Raven (x3)
• Roland S50
• Roland JD800 (x2)
• Roland Super JX10
• Roland Vocoder Plus
• Yamaha CS80

Ритм-машины и перкуссия:
• Akai MPC3000 (10 Mb)
• Korg DDD1
• Linn 9000
• Moog Drums
• Paiste Gongs & Cymbals
• Roland OctoPads
• Roland TR505 (x2)
• Sonor Tympanies & Octotoms
• Yamaha RY30

Гитары:
• Fender Stratocaster (x2)
• Hohner Acc
• Hohner Revenge
• Hohner ST Savage
• Hohner L59
• Hohner L60
• Hohner Fretless Bass
• Höfner
• Martin 12-string

Студийное оборудование:
• Aiwa DAT (x2)
• Akai DD1000
• Akai digital patchbay
• Akai DR1200 ADAM digital multitrack
• Akai DIV1200
• ASC Cassette deck
• BGW Amps (x3)
• Crown Macro Tech 1201 (x3)
• Electro Voice Sentry III Speakers (x2)
• Electro Voice Sentry V Speakers (x2)
• Electro Voice Sentry 500 Speakers (x2)
• Head Accustics dummy head
• JBL Control One Speakers (x2)
• KS Monitors
• KS PA system
• Mackie 32-channel 8-buss mixer
• Mackie 24-channel mixer
• Seck 16:4:2 Mixer 
• Sennheiser MK80 mics
• Sennheiser Orpheus headphones
• Sennheiser HD580 headphones
• Sennheiser HD250 headphones
• Sony 2700A DAT
• Soundcraft 6000 92-channel mixer & patchbay
• Tannoy Speakers (x4)
• Tascam DA30 DAT (x2)
• Tascam DA30 MkII DAT
• Tascam DA88
• U-Matic, Super VHS & Betamax VTRs

Компьютеры и программное обеспечение:
• Apple Macintosh Quadra 800
• Atari 1040 STFM (x4)
• Atari Mega ST4 (x4)
• Atari Synthax Mega 4 (x2)
• C-Lab Human Touch
• C-Lab Notator SL and various Editors
• C-Lab Unitor II
• Commodore Amiga 500
• Digidesign Editors
• Emagic Logic Audio
• Geerdes Star Trax
• Hewlett Packard Deskwriter 560C
• Hewlett Packard ScanJec IIcx
• Harms MAC 16 Interface
• Kenton MIDI-to-CV convertor
• Steinberg Cubase Audio
• Various CD-ROM and removable hard drives

Эффекты:
• AKG ADR 68K reverb & editor
• AKG BX20
• Alesis 3630 Compressor/Limiter (x2)
• Alesis Quadraverb GT
• ARSonic Sigma 1.2
• ARSonic Sigma 5.2 (x2)
• ARSonic Refresher
• Boss SE50
• EMT 250/251 Reverb
• Eventide Harmonizer (x2)
• Ibanez SDR1000
• Korg SDD1200 delay
• Rebis compressor/limiter/noise gate (x2)
• Roland RSP550
• Roland SRV2000 (x2)
• SPL Vitalizer (x2)
• SPL Vitalizer MkII
• SPL SX2
• SPL Optimizer (x2)
• SPL EQ Magix
• SPL Pro Mike preamp
• TC Fuzz
• TC Stereo Chorus

Рэковые модули:
• Akai S1100 (32Mb)
• Akai S1000PB (26Mb)
• Akai S900
• Akai S612 (2 drives)
• Emu Proteus/2
• Emu World
• Emu Vintage Keys
• Emu Emulator IIIXS (32Mb)
• Hohner HS1 (x5)
• Hohner HS2 (x4)
• Korg M1R
• Korg M1EX
• Korg DVP
• Moog Vocoder
• Oberheim DPX1 (x4)
• Prophet 2000
• Quasimidi Quasar (with TRE and Hardcore modules) (x5)
• Quasimidi Styledrive
• Roland S550
• Roland JV880 (with Classical expansion board) (x2)
• Roland SC33
• Roland SC55
• Roland U110
• Roland U220
• Roland Planet S/MKS30
• Roland Super Jupiter/MKS80
• Waldorf Microwave (x2)
• Yamaha TX81Z

Оригинальная публикация: журнал «Sound on Sound» февраль 1996 года.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org

Посетите наш форум www.unisonrecords.org/forum/


Загрузка беседы