Крэйг Андертон. Как сделать громкий трек, не потеряв при этом динамику

Опубликовано на сайте http://www.harmonycentral.com/

Крэйг Андертон

Я вёл машину по плоской, как Spice Girls без авто-тюна, флоридской дороге, соединяющей оба побережья… Короче, это было самое время для того, чтобы погромче включить автомобильный CD-плейер. Я поставил диск «Real Life» от группы Simple Minds и сразу заметил, что музыка играла намного тише, чем я привык в последнее время. Пришлось добавить громкости… И во время слушания я ощутил ту динамику, которая была практически во всех музыкальных CD, выпущенных в 80-х годах. Много уже говорилось о вреде сверхкомпрессии, но мы настолько привыкли к ней, что должны иногда слушать хорошую музыку, смикшированную без чрезмерного сжатия, чтобы не забывать, как мы себя обделяем.

Динамика – существенный компонент эмоционального воздействия мелодии. Но многие звукоинженеры всё же убивают её, потому что «все остальные тоже делают это». Они не хотят, чтобы их песни звучали «слабее» по сравнению с другими. Таким образом, мы застреваем в порочной колее, где каждая новая песня должна быть громче предыдущей. А не устаёт ли слушатель от этого? Иногда я задаюсь вопросом, не имеет ли снижение музыкальных продаж некоторую связь с сегодняшним агрессивным мастерингом, который не только делает музыку очень громкой, но, в конечном счёте, и весьма утомительной для прослушивания.

Так что же делать звукоинженеру? Нужно добиться компромисса и найти такое «сладкое место», где сохраняется достаточное количество динамики, но при этом получить микс, достаточно громкий, чтобы быть «в струе» сегодняшней музыки. Следующие советы разработаны, чтобы помочь этому. Возможно, Ваши песни и не будут настолько громкими, как у остальных, но я уверен, что они вызовут больший эмоциональный ответ у людей, согласных добавить немного громкости на своих системах.

Удаление сверхнизких частот и смещения по постоянному току

Мы не слышим звуки ниже 20 Гц, но их наличие в миксе уменьшает доступную динамическую высоту (headroom). Удалив всё, что ниже 20 Гц, Вы легко сможете увеличить общий уровень на 1 – 2 dB (иногда и больше). Не забывайте, что борьбу со сверхнизкими частотами желательно начинать ещё на этапе сборки микса. Найдя индивидуальные проблемные треки, Вы избавитесь от необходимости обрабатывать микс целиком.

Другой преступник – смещение по постоянному току (DC offset). Оно также уменьшает динамическую высоту, поскольку нулевые точки звуковой волны смещаются в ту или иную сторону. В большинстве аудиоредакторов имеется функция "Remove DC offset", которая возвращает эти нулевые точки на их законное положение 0V. Это позволяет получить больший уровень сигнала при том же количестве высоты.

Управление басом

Поскольку наш слух менее восприимчив к басовым частотам, часто возникает желание усилить их. Особенно это характерно для людей, не имеющих большого опыта в сведении. А ведь уменьшение баса может дать больше пространства для других частот.

Чтобы компенсировать такое уменьшение и дать иллюзию большого количества баса, можно применять следующие методы:

Использовать многополосный компрессор только лишь для обработки басовой области. Бас будет казаться громким, но займёт меньше пространства.

Использовать плагин Waves MaxxBass или процессор Aphex Big Bottom. MaxxBass изолирует оригинальный бас и генерирует на его основе гармоники. С точки зрения психоакустики, слыша высшие гармоники, наш мозг сам достраивает фундаментальные басовые частоты. Big Bottom применяет несколько другую, но не менее эффективную психоакустическую обработку, позволяющую подчеркнуть бас.

Поиск и понижение пиков

Другая проблема – это противоборство пикового и среднего уровней. Чтобы понять различие, рассмотрите удар барабана. В начале имеется огромный взрыв энергии (пик), который сопровождается быстрым спадом амплитуды. Чтобы избежать перегрузок, Вам потребуется настроить довольно низкий уровень записи. В результате получается относительно низкая средняя энергия.

С другой стороны, у продолжительного органного аккорда имеется высокая средняя энергия. Предположим, что Вы используете HDD-рекордер и воспроизводите с него сразу несколько треков. Конечно, индикаторы на стереовыходе будут прыгать, но Вы сможете заметить, что в некоторых местах они подпрыгивают намного выше, чем в остальных секциях песни. У этого может быть много причин. Например, играет несколько инструментов с громким пиком в одно и то же время. Или Вы используете на синтезаторе резонансный фильтр, и попадается нота с частотой, близкой или равной его резонансной частоте. Так вот, если Вы будете подстраиваться под эти пики, то это будет уменьшать средний уровень песни.

При мастеринге Вы сможете компенсировать это снижение среднего уровня, используя компрессию или ограничение (лимитирование). Эта обработка прижимает пики и поднимает более тихие элементы. Однако, если Вы займётесь этим в процессе сведения, то получите более естественное звучание, поскольку не надо будет использовать такую усиленную динамическую обработку во время мастеринга.

Самый лёгкий способ сделать это – включить песню и наблюдать за индикаторами мастер-шины, пока не обнаружится место, где индикаторы покажут самый большой всплеск уровня. Зациклите участок вокруг этого пика и по очереди заглушайте индивидуальные треки, пока не найдётся тот, который приносит больше всего энергии. Предположим, в какой-то секции максимальный уровень достигает 0dB. Заглушаете один трек – пик показывает -1. Заглушаете второй – пик показывает -2. Заглушаете третий – пик падает до -7. Всё, виновник найден!

Теперь, что касается следующих рисунков. Увеличьте масштаб отображения звуковой волны в найденном треке, и используйте автоматизацию или деструктивное редактирование, чтобы понизить пик на несколько децибелов. Воспроизведите эту секцию в куче, убедитесь, что всё играет хорошо и проверьте показания индикаторов. Теперь, вместо вышеописанного пика 0dB будет, например, уже -3dB. Если в треках больше нет пиков, превышающих это значение, Вы сможете поднять общий уровень на 3dB и при этом не пересечь нулевую отметку. (А если есть, то ничто не мешает отредактировать их таким же способом). Используя такую методику, Вы сможете «подогреть» свой микс, не прибегая к услугам компрессии или ограничения.

На рисунке «А» показан оригинальный сигнал. На рисунке «В» отмечен самый высокий пик, который будет уменьшен на 3dB. На рисунке «С» показан результат обработки: теперь пик лишь ненамного выше остальных. На рисунке «D» показан сигнал, нормализованный к 0dB. Заметьте, что у сигнала теперь более высокий средний уровень, чем на рисунке «А» (все остальные пики стали выше, чем в оригинале) – причём, не было никакой потребности использовать традиционную динамическую обработку.

Последнее слово

Слух имеет наибольшую чувствительность в диапазоне 3 – 4 кГц, поэтому используйте эквалайзер, чтобы немного повысить эти частоты (особенно в тихих партиях). В результате, музыка будет казаться громче и получит больше презенса. Но будьте очень осторожны, поскольку чрезмерное усиление этого диапазона может привести к раздражающей резкости. В некоторых случаях, даже одного децибела повышения бывает много.

Если Вам хочется ещё сильнее разогреть своё микс, привлеките такие процессоры, как максимизатор громкости или высококачественный многополосный компрессор. Однако, если Вы последовали вышеописанным советам, то Вам потребуется менее агрессивная динамическая обработка. Если Вы раньше использовали, например, 4 – 6dB максимизации, то теперь сможете получить аналогичные результаты с одним или двумя децибелами. Вы сможете плющить только самые высокие пики, а всё остальное оставить практически неповреждённым.

Опубликовано на сайте http://www.harmonycentral.com/

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org


Загрузка беседы