Майк Стрейндж. Eminem «Not Afraid»

Секреты микс-инженеров: Майк Стрейндж.
Eminem «Not Afraid»

Опубликовано в журнале Sound on Sound в октябре 2010 года

Пол Тинген

80 миллионов проданных пластинок, 9 альбомов, занявших первое место в чартах и 13 хитовых синглов, сделали Эминема самым продаваемым рэп-исполнителем в мире. И это также стало показателем того, каких успехов можно добиться, даже пойдя наперекор поп-музыкальному мейнстриму. За свою 14-летнюю сольную карьеру он был назван «Артистом десятилетия» (Artist Of The Decade - Billboard, 2009) и «Лучшим рэпером всех времён» (Best Rapper Ever – Vibe, 2009). Кроме того, он получил 11 премий Grammy и 7 наград от American Music Awards. Это особенно впечатляюще выглядит на фоне творческого спада, случившегося в 2005 году, когда на целых четыре года Эминем ушёл из центра внимания музыкального бизнеса. На тот момент он выпустил четыре успешных сольных альбома - The Slim Shady LP (1999), The Marshall Mathers LP (2000), The Eminem Show (2002) и Encore (2004), а также участвовал в создании двух хитовых альбомов от детройтской хип-хоп-команды D12.

Эминем, также известный как Marshall Mathers, Slim Shady и Em, не возвращался на ринг до 2009 года, когда был выпущен альбом Relapse. Он был весьма далёк от коммерческих высот, завоеванных предыдущими пластинками. Но последний сольный альбом Recovery – это громогласная заявка на возвращение на музыкальный Олимп. И эта позиция, по сути дела, открыто декларируется в песне «Talkin’ 2 Myself». Там есть такие слова: «Them last two albums didn’t count / Encore I was on drugs, Relapse I was flushin’ them out / I’ve come to make it up to you now no more fuckin’ around» (В двух словах, смысл примерно такой: «Последние два альбома не в счёт, там я торчал и был на потоке, но теперь я пришёл, чтоб натянуть всех на шишку».) Пластинка стала суперхитом года, и, впервые в карьере Эминема, два сингла из одного альбома стали №1 в США. Это песни ‘Not Afraid’ и ‘Love The Way You Lie’ (с Rihanna).

Смена команды

Эминем имеет большой опыт по виртуозному смешиванию сурового рэпа и яркой, запоминающейся мелодичной попсы. Recovery ещё дальше развивает этот подход. К примеру, первое, что ложится на слух в «Not Afraid» - это припевы и бридж, спетые Эминемом. Обычно, Эминем строил свои песни на основе идей, генерируемых маленьким коллективом во главе с Dr Dre; в создании Encore и Relapse также принимали участие Mike Elizondo, Mark Batson и Luis Resto.

Однако, записывая Recovery, Эминем работал с намного большим количеством продюсеров, причём некоторые из них были совершенно не известны широкой публике. Dre фигурирует как продюсер и сопродюсер только лишь в одной песне, остальные же треки были сделаны в сотрудничестве с такими людьми, как Just Blaze, DJ Khalil, Jim Jonsin, Denaun Porter, Supa Dups, Emile Haynie, Script Shepherd, Havoc, Boi-1da (‘Not Afraid’) и Alex da Kid (‘Love The Way You Lie’).

Учитывая давние отношения Эминема с Доктором Дре и другими музыкантами, достаточно ясно, что ему нравится общаться со стабильным и сплочённым кругом посвящённых лиц. Поэтому не удивительно, что звукоинженер Майк Стрейндж-младший (Mike Strange Jr) сотрудничает с Эминемом аж с 2001 года. Майк приобрёл свой «доэминевский» опыт, работая с продюсером Майклом Пауэллом (Michael Powell), известного по проектам с Анитой Бейкер (Anita Baker). Этот продюсер также основал знаменитую Vanguard Studios: в 90-х годах это была одна из самых уважаемых и популярных студий Детройта. «Эм пришёл в Vanguard, чтобы смикшировать первый альбом группы D12. И им был нужен помощник. Так я туда и попал. Позже мне позвонил владелец студии 54 Sound, в которой тогда записывался Эминем, и предложил поработать. И с тех пор я работаю с Эминемом. Я начал как ассистент, но в итоге стал его главным рекорд- и микс-инженером».

Первоначально, Стрейндж начинал как музыкант, и, делая в середине 90-х запись своего первого, так никогда и не выпущенного альбома, он закончил тем, что укомплектовал свою маленькую студию системой Pro Tools. Это и стало его первым шагом к вершинам звукоинженерского мастерства. Как говорит Майк, ему было очень легко найти работу, «потому что тогда в Детройте было не очень много систем от Pro Tools». Он всё ещё играет на гитаре, басу и клавишных в альбомах Эминема, но его музыкальная карьера – это лишь хобби.

Из коробки…

Запись и сведение осуществлялись в Effigy Studios (Детройт). Раньше это была коммерческая студия, которую в 2007 году Эминем купил для своих нужд. Стрейндж: «Большой тон-зал мы оставили практически без изменений, но зато полностью распотрошили контрольную комнату, и даже пробили каналы в полу для прокладки кабелей. Эта комната не была достаточно большой для нас, поэтому пришлось сделать перепланировку, чтобы вместить весь творческий коллектив. Мы привезли своё оборудование и сохранили некоторые вещи, доставшиеся от прежних хозяев. Например, мы заменили API на 80-канальный SSL серии G, который прибыл к нам из студии Ocean Way в Лос-Анджелесе».

 Основная команда, работающая в Effigy – это ассистент Джо Стрендж (брат Майка), менеджер Джон Фишер, а также клавишник и композитор Луис Ресто. Последний сотрудничает с Эминемом с 2001 года, и является соавтором и сопродюсером многих его песен. Что касается непосредственно студии: SSL здесь не только для красоты. Эминем и Стрейндж поклонники аналогового оборудования и не склонны к микшированию «в коробке».

 Стрендж: «В коробке мы находимся только тогда, когда пишем вокал Эминема. Запись делается под черновую минусовку (обычный стереотрек). После того, как голос записан, я беру у продюсера многодорожечный проект и распределяю индивидуальные каналы по SSL. В основном, Pro Tools у нас используется как многодорожечный магнитофон. Иногда применяются какие-нибудь плагины, но они служат, по большей части, для очистки и подготовки материала. Для всего остального мы используем навесные устройства и микшер. После того, как трек сведён, мы добавляем различные инструментальные наложения. Мы долго работали таким образом, и приобретение Effigy Studios не особо изменило наш метод. Основная цель в приобретении новой студии – это создать такую «среду» для записи песен, в которой бы Эминем чувствовал себя максимально комфортно. За эти годы мы разработали определённый технологический процесс, где мы можем очень быстро манипулировать материалом и где процесс записи как таковой стал почти невидим. В основном, всё сфокусировано на создании песни, а не на получении звуков и прочих подобных вещей. Студия настроена так, что мы можем прийти и сразу начать творить».

Добавление инструментальных партий после того, как песня уже сведена – не самая обычная практика, но для них это стало настолько нормальной процедурой, что Майк упоминает об этом лишь мимоходом и никак не комментирует. Тем не менее, выясняется, что у этого неортодоксального рабочего метода есть вполне разумные и логически обоснованные предпосылки. Майк описывает этот метод примерно так: продюсер даёт им «бит», представляющий собой обычную минусовку (с рудиментарной или полной аранжировкой), под которую Эминем читает весь «не хуковый» рэп.

Стрейндж: «В Effigy есть большой тон-зал, в котом Эм пишет свой вокал. Используется микрофон Sony C800, подключенный в предусилитель Avalon 737. Этот микрофон нравится и Эминему, и Доктору Дре, поэтому он всегда с нами. Я не думаю, что за все эти годы мы пользовались какими-то другими микрофонами. Сигнал с предусилителя идёт сразу в Pro Tools с разрешением 24 бит/44 кГц. Некоторое время Дре использовал частоту 88,2 кГц, но теперь мы предпочитаем работать на 44,1 кГц из-за того, что можно использовать больше треков в одной песне. Когда Луис начинает играть, мы записываем всё, что приходит ему в голову. Получается огромная куча дублей и версий разных партий. Однако, с Эминемом мы не делаем никаких наложений, никаких многократных дублей, никаких «послоговых» врезок. Он сразу пишет вокалы такими, какими они будут в песне. В основном, весь его рэп умещается на двух треках. И я никогда не делал вокальных компиляций из кусочков различных дублей. Понятно, чтобы утолстить вокал, мы записываем и дабл-треки, но Эм настолько чётко и аккуратно пропевает дублирующую дорожку, что не приходится прибегать ни к каким ухищрениям, чтобы усадить их вместе. Записывать его вокал очень легко, потому что он знает, что ему нужно, и умеет это получить».

При записи «хуковых» вокалов Майк использовал встроенные в Pro Tools ревербератор и задержку. Однако, при миксдауне эти плагины были заменены железным TC 2290.

Вокал прежде всего…

Майк продолжает раскрывать детали их необычного метода, утверждая, что Эминем предпочитает «в первую очередь делать вокал, а уж потом заниматься остальными элементами песни. Когда, наконец, вся вокальная партия исполнена и записана как надо, я прошу у продюсера все индивидуальные дорожки аранжировки и распределяю их по каналам микшера. С этого момента я начинаю микшировать песню. Для начала, я сделаю микс, звучащий достаточно близко к оригинальной стереминусовке. Потом придёт Эминем и будет заниматься с ним два или три часа, обращая особенное внимание на вокал. В данный момент – я просто «мальчик» при Pro Tools. Вообще, продюсер не обязательно находится с нами, когда мы работаем над треком – в этом вся красота Интернета. Мы можем обмениваться файлами, так что людям не требуется всё время находиться в Детройте. Хотя, Доктор Дре всегда с нами, Alex da Kid тоже приезжал, как и Just Blaze и Jim Jonsin».

По окончанию микширования приходит Луис, чтобы записать инструментальные наложения. У него имеется огромная коллекция синтезаторов – как железных, так и виртуальных. У нас в студии тоже есть куча всевозможных аппаратов, таких, как Oberheim OB8, Yamaha Motif, Roland Fantom G и так далее. Он довольно быстро генерирует идеи и озвучивает их. Мой брат Джо всегда рядом с ним, чтобы успевать фиксировать весь этот поток. На данном этапе я не пытаюсь выбирать что-то самое лучшее или делать компиляции, поскольку это занимает слишком много времени. Как я уже говорил, мне нравится, когда процесс записи невидим, и ничто не мешает артисту творить музыку. Короче говоря, иногда у нас получаются сотни треков! Позже, когда станет ясно, что какие-то вещи не будут использоваться в песне, я деактивирую их и прячу. Но я ничего не удаляю, потому что не исключено, что кому-то они могут понадобиться. Кроме того, Луис играет всё вживую. Он не программирует партии, и мы не сидим, квантуя его материал. Луис – настоящий музыкант. Он отлично чувствует музыку».

Стрейндж объясняет, что Эминем очень вовлечён во все стадии создания песни, включая этапы сведения и последующих наложений. «У него реальное видение того, как должен звучать материал. Все его шаги очень конкретны. Таким образом, наша главная цель – понять, что он ищет, и дать это».

Наконец-то полностью раскрывается подоплёка этого необычного рабочего метода: как только рэпер записал свой вокал под оригинальный минус, он входит в контрольную комнату, и, ни на что не отвлекаясь, может сосредоточиться на процессах аранжировки и продюсирования песни. Учитывая, что вокал в хип-хопе – это самый важный элемент, имеет смысл, если можно так выразиться, «монументально высечь его в камне», а всю остальную музыку размещать вокруг него. Кроме того, согласно Майку, партии, добавляемые Луисом – это украшение оригинальной аранжировки, а не её переписывание или полная реконструкция. Эминем часто предлагает собственные музыкальные идеи, которые Ресто развивает в полноценные партии. В этом смысле, вклад Луиса равноценен вкладу микс-инженера, улучшающего звучание исходных дорожек. Таким образом, может лучше представить эти наложения как продолжение процесса сведения?

Стрейндж: «Да, у нас получается, что процессы наложения и сведения – суть одно и то же. Луис усиливает и украшает аранжировку, уже сделанную продюсером. Конечно, иногда мы полностью переделываем материал, но не очень часто. Тем не менее, Вы не должны забывать, что Луис тоже пишет вещи. Например, он был соавтором «Lose Yourself» (хит Эминема в 2002 году). Таким образом, песни могут рождаться по-разному. В случае с «Not Afraid», Ресто настолько улучшил и конкретизировал оригинальную аранжировку от Boi-1da, что был назван соавтором песни. Так вот. Луис играл в контрольной комнате, и все синтезаторы подключались напрямую в Pro Tools. Тон-зал обычно используется только лишь для записи вокалов, и в нашей студии мы редко пишем акустические инструменты. Хотя, к примеру, я играл на акустической гитаре, басу и клавишных в песне «Going Through Changes». Акустика записывалась через C800 и Avalon 737, остальное – в линию. В прошлом, мы иногда записывали и гитарные усилители. Но опять же, не часто. Обычно, мы подключаем гитару в линию и используем Native Instruments Guitar Rig. Бас также подключается напрямую в Avalon, а потом – в Guitar Rig».

Очень немного плагинов использовалось при сведении, но Massenburg EQ появляется в нескольких дорожках. Здесь показаны настройки для литавр. 

Необычное использование Antares Auto-Tune: он удерживал в стабильности высоту басового барабана из TR808.

‘Not Afraid’
Авторы: Marshall Mathers, Matthew Samuel (Boi-1da), Luis Resto, Jordan Evans, Matthew Burnett
Продюсер: Boi-1da 
Дополнительное продюсирование: Mathers, Resto, Evans, Burnett

Оригинальный бит (аранжировка) для «Not Afraid» был сделан 23-летним канадским продюсером Boi-1da. Этот парень стал известен в прошлом году благодаря песне «Best I Ever Had», исполненной канадским рэпером Drake и ставшей №1 в США. Несколько месяцев спустя он написал ещё одну песню – «Forever», в которой принимали участие такие светила, как Drake, Lil Wayne, Kanye West и Eminem. И эта песня тоже заняла вершины американских хит-парадов.

«Аранжировка Boi-1da содержала треки барабанов и массу клавиатурных пэдов. Если Вы посмотрите на скриншот, то увидите, что я поместил весь его материал в самом низу под неактивным треком ‘Orig beatz’. Если смотреть сверху вниз, то здесь находится басовый барабан из TR808, потом обычная акустическая бочка, хай-хэт, райд, малый барабан и тарелка. Ниже расположены валторны, оркестровые тутти и несколько пэдов, включая Mellotron-подобный звук. Припева и бриджа не было – Эминем сам добавил их. Мне нравится размещать вокалы вверху сессии, поскольку, как я уже говорил, в хип-хопе – они самый важный элемент. Но здесь Вы видите, что в самом верху находятся три стереотрека со звуками выстрелов – но это лишь потому, что их добавили буквально в последнюю минуту. Ниже находится основной рэповый трек ‘3EmMn05’, под ним – его дабл, и ещё ниже – речь Эминема во вступлении. Припев спет пять раз. Всё вживую – никаких копирований. Единственное место, где применялось копирование – это вступление, куда был вставлен вокал из какого-то припева. Бридж был спет шесть раз. Мы не использовали Auto-Tune или что-то вроде его: Эминем и так поёт очень точно». 

«Ниже вокалов бриджа Вы видите неактивный трек ‘Luis2’, под которым расположен весь материал, сыгранный Луисом. В общей сложности, это 25 стереотреков. 17 из них – это клавишные: звуки пианино, гитары и так далее. Есть много оркестровых звуков, особенно в припевах и бридже».

«После того, как сессия структурирована нужным образом, я вывожу каналы на микшер. Здесь я придерживаюсь традиционной организации: барабаны слева, потом бас, гитары, клавишные, ведущие вокалы – и так далее, всё дальше и дальше в правую сторону. Когда я приступаю к микшированию, то начинаю с барабанов: сначала бочка, потом малый барабан и т.д. Потом я ввожу вокалы. Естественно, они начинают взаимодействовать с барабанами, что означает, что надо опять возвратиться к барабанам и сделать в них дополнительные регулировки. Если что-то мешает вокалу, то нещадно правится.  Так вот, когда я ввожу вокалы, то начинаю с рэповых партий. В хип-хопе они имеют наивысший приоритет – Вы должны понимать каждое слово, особенно когда текст читается очень быстро. Иногда, приходится очень сильно повозиться, чтобы одновременно получить и хорошую разборчивость, и хорошее звучание. С мелодическими секциями обычно работать легче. Потом я по очереди добавляю другие инструменты. Эминем имеет довольно специфическое видение того, как должны звучать вещи, и мы прилагаем много усилий, чтобы правильно разместить все инструменты вокруг вокалов. Когда я считаю, что микс уже близок к кондиции, приходит Эминем, и в течение нескольких часов делает на микшере тонкие настройки, добиваясь нужного ему звучания. После этого мы начинаем добавлять материал, сыгранный Луисом. Мы тщательно проверяем, чтобы его вещи полностью соответствовали остальному материалу. Мы не создаём отдельную сессию микширования после того, как Луис добавит свои инструментальные наложения. Мы всегда работаем на конечный результат».

Барабаны: компрессоры и эквалайзеры из SSL, Antares Auto-Tune, Digidesign Trim и EQ III, различные ревербераторы.

«Оригинальный материал Boi-1da звучал довольно неплохо, так что я использовал в микшере только лишь эквалайзеры и немного компрессии. Басовый барабан из TR808, добавленный Луисом, был обработан плагинами Trim и Auto-Tune. Дело в том, что он имел некоторые флуктуации высоты, и мы хотели удержать её в стабильности. Есть ещё 7-полосный эквалайзер на дорожке с литаврами».

«Большинство применённых эффектов – навесные устройства. При сведении я пользуюсь, главным образом, такими аппаратами, как Bricasti, Eventide 2016, Lexicon 480, Lexicon PMC70 и Yamaha SPX90. В основном, все они настроены для вокалов, но иногда я использую их на барабанах и других инструментах».

Вокал: Massenburg EQ, Digidesign Extra Long Delay и D-Verb, Alta Moda Unicomp, Requisite L2M, TC 2290, другие ревербераторы и компрессоры.

«Обе рэповых дорожки обработаны плагином Massenburg EQ. С них сделаны посылы на дилэй (синхронизирован по 8-м нотам). Речь во вступлении обработана плагином Digidesign Extra Long Delay. Можно сказать, что это и есть все плагины, использованные на рэповых треках. Всё остальное – навесные процессоры. Было много разных компрессоров, включая Alta Moda Unicomp. Это один из самых классных компрессоров. Он прекрасно воздействует на вокал, а также на большой и малый барабаны. В рэпе есть лёгкое искажение, полученное путём входной перегрузки канала микшера (сигналом, пришедшим с Alta Moda). Кроме того, рэп обрабатывался ламповым мастеринговым компрессором Requisite L2M. Он чем-то похож на LA2A, но более управляем. Я использовал его в каждой песне Эминема. Это дорого, но зато реально круто».

«Фишка, использованная в мелодических секциях (в хуках) – это задержка, повторяющая каждую фразу. В процессе трекинга я применял плагины, и на скриншоте сессии Вы всё ещё можете увидеть трек посыла Hook Delay, в который они были загружены. Но при сведении я отказался от них, использовав внешний процессор TC 2290. Кроме, при записи применялся плагин D-Verb, который остался в финальном миксдауне. На внешних процессорах я обычно настраиваю короткую листовую реверберацию и кое-что подлиньше. Эти эффекты включены на протяжении всего трека».

Инструментальные треки: компрессор и эквалайзер SSL, API 550a, Digidesign Dynamics III, Massenburg EQ, другие компрессоры и ревербераторы.

«По большей части, все музыкальные дорожки обрабатывались только лишь встроенными эквалайзерами и компрессорами микшера. Треки Boi-1da имели только эту обработку. Бас прошёл через эквалайзер API 550a, который нам очень нравится. Обычно, я использую навесные процессоры на наиболее важных инструментальных партиях. На одной из валторн применялся компрессор/лимитер Digidesign, на треке OB8 (синтезатор Oberheim) стоял плагин-эквалайзер Massenburg EQ. На заключительной стадии миксдауна мы добавили звуки выстрелов, которые также были обработаны плагином Massenburg EQ. Он убрал оттуда ненужный низкочастотный грохот. Есть также живые струнные секции (придумали и записали Jordan Evans и Matthew Burnett) и живой хор (записывал Robert Reyes). Стоит сказать, что Эминему захотелось включить эти партии уже после того, как песня уже была полностью готова. Запись была сделана в Лос-Анджелесе, оттуда файлы прислали мне, и я вставил их в финальный микс».

Миксдаун

«Миксдаун записывается обратно в Pro Tools, и мы делаем несколько проходов сведения, таких, как главная версия, инструментальная версия, а капелла, версия с одними только барабанами, версия только лишь с басом. Мы делаем это по разным причинам. Во-первых, если Эминем вдруг захочет потом что-то изменить, мы сможем сделать это легко и быстро (например, добавить в какой-то секции больше баса). Во-вторых, во время концертов мы можем использовать отдельные элементы микса вместе с теми партиями, что вживую играют музыканты. Я ничего не делал с финальным миксом. Я просто отослал его мастеринг-инженеру Брайену Гарднеру (Brian Gardner), чтобы он сделал свою работу».

‘Love The Way You Lie’

Новый хит Эминема «Love The Way You Lie», спетый дуэтом с певицей Rihanna, был создан совершенно другим способом, нежели «Not Afraid». Аккомпанемент и мелодия хука были созданы британским продюсером Alex da Kid. Его аранжировка была настолько полноценна и самодостаточна, что Луису не пришлось ничего добавлять. Кроме того, вокалы Риханны были записаны в другом месте. Майк Стрендж объясняет: «Мы нуждались только лишь в вокалах – всё остальное уже было сделано продюсером. Как и в случае с «Not Afraid», вокал Эминема был записан на две дорожки. В процессе трекинга использовались плагины D-Verb и Extra Long Delay, которые были оставлены в финальном миксе».

«Риханна записала свои вокалы во время гастролей. Было семь стереоканалов. Мы оставили их практически в том же самом виде, в каком они были получены. Использовалось немного эквализации и компрессии в SSL, и немного реверберации. Часто, когда мы работаем с другим вокалистом, то полагаем, что он уже сделал всё, что ему хотелось. Таким образом, мы предпочитаем сохранять всё это и не сильно вмешиваться в звучание. На вокалах Эминема, в дополнение к D-Verb и Extra Long Delay, использовалась компрессия и эквализация от SSL, Bricasti и 2016. Рэп практически всегда обрабатывается этими двумя процессорами. Иногда я использую 480-й, у которого очень классная длинная реверберация. А вот Bricasti и Eventide 2016 предпочтительнее тогда, когда нужен более яркий ревер».

«Я мало что делал с треками Алекса. Они и так уже были очень хорошо изготовлены. Waves R-Verb и REQ на басовом барабане, а также Maxx Bass на двух других бочках прибыли из его оригинальной сессии. Я оставил всё, что он прислал мне. В этой песне мы использовали очень мало навесного оборудования, почти всё было сделано с компрессорами и эквалайзерами пульта. Мы просто лишь немного улучшили материал, написанный Алексом».

Опубликовано в журнале Sound on Sound в октябре 2010 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org


Загрузка беседы