Том Элмхирст. Amy Winehouse: «Rehab»

Секреты микс-инженеров: Том Элмхирст
Amy
Winehouse: «Rehab»

Опубликовано в журнале «SoundonSound» в августе 2007 года
 
Для своего второго альбома «BackToBlack», певица AmyWinehouseи продюсер MarkRonson выбрали ретро-звук 60-х. Микс-инженер Том Элмхирст рассказывает, как он создавал радиоверсию хита «Rehab».

Пол Тинген

Том Элмхирст (TomElmhirst) начал свою карьеру в 1992 году в студии SARMStudios (Лондон). Там он быстро пошёл в гору и стал звукоинженером у легендарного Тревора Хорна (TrevorHorn). Он ушёл в вольное плавание в 1998 году и его переломным моментом для выбора профессии микс-инженера стала работа с Bush (альбом ScienceOfThings – 1999 г). За последующие годы он работал с такими артистами, как Goldfrapp, LilyAllen, Moby, Roeyksopp, PaoloNutini, HotChip, Sugababesи KylieMinogue. Том описал себя как «не очень технический инженер». Он говорит, что он всё более и более экономен с эффектами и предпочитает организовывать материал так, чтобы всё умещалось в одном окне – без скроллинга. И ему не важно, работает он на 8 битах или на 96 – главное, чтобы музыка была хороша.

«Хорошо, конечно же я забочусь о звуковом качестве» - говорит он. «Я преобразую каждый проект, который ко мне попадает, в 96кГц – по крайней мере, миксдаун я стараюсь делать с этим разрешением – потому что это лучшее качество, которое может быть. Но, тем не менее, я намного больше интересуюсь музыкальной, чем технической стороной вещей. Я слышал превосходные многодорожечные проекты на 16 битах и отвратительные на 24 бит/96 кГц. В то же самое время, если у Вас в проекте сто и более треков с качеством 96кГц, то Ваш компьютер будет еле-еле ползать. Таким образом, я отредактирую проект и уменьшу количество индивидуальных треков до разумного числа и организую их так, чтобы всё было видно в одном окне (окно редактирования – EditWindow). Это о манёвренности. Недавно я получил многодорожечный проект со 120 треками, но я не могу сводить его в таком виде. Слишком много информации. Так, если есть восемь треков бэк-вокалов, то я сделаю баунсинг всех этих треков на один стереотрек. Я реально не хочу пользоваться окном Mix, я предпочитаю работать в окне редактирования (EditWindow) и стараюсь снизить всё к размеру, удобному для меня».

«Когда я начинаю работать с многодорожечным проектом, есть период в два – три часа, в течение которого я знакомлюсь с песней. Я включаю мониторы погромче, чтобы как следует «ворваться». Потом я вычищаю треки, избавляюсь от нежелательного шума, делаю компоновку…Неважно, сколько это займёт времени, но к тому моменту, когда я соединю ProTools с консолью Neve, у меня всё будет умещаться в одном экране EditWindow. Я пытаюсь организовать материал таким же образом, как он приходит на микшер. К тому времени, когда я начинаю сведение, в моей голове уже содержится весь этот многодорожечный проект: я знаю точно, что я хочу сделать и что я вижу для этого микса. После этого осталось только воплотить мысль в реальность. Я слушаю довольно спокойно и работаю, чтобы понять и сделать вещи правильно».

«Как только у меня будет идея относительно того, как я хочу, чтобы песня звучала, я пойду за ней. Я получу движение баланса и буду работать довольно хаотично. Я не включаю барабаны в соло, и не начинаю корпеть над понятием их правильного звука. Вместо этого, я начну с вокала – чтобы он хорошо звучал напротив гитары, затем займусь панорамой. Я буду включать соло на различных инструментах и часто буду применять жёсткую, узкую эквайлизацию. Я пытаюсь выявить вещи, которые ненавижу, и пробую удалить их. Мой способ – глубокие, узкие вырезы в спектре при помощи эквалайзера с высокой добротностью (Q). Я постоянно двигаюсь туда-сюда. Много времени я буду слушать одно только инструментальное сопровождение, но часто буду возвращаться к вокалам, чтобы удостовериться, что всё это сотрудничает друг с другом. Это занимает время, но всё объединяется в конце».

Том Элмхирст предпочитает не использовать окно MixWindow. Он делает предварительное микширование в ProTools, чтобы весь материал мог уместиться в одном экране EditWindow

«Rehab»

Автор: Amy Winehouse

Продюсеры: Amy Winehouse, Mark Ronson

«Rehab» была не первой песней, которую я сводил для альбома Эми (BackToBlack – на момент написания статьи он стал трижды платиновым в Великобритании). Был ещё один сингл – «YouKnowI'mNoGood». Когда я получил оригинальные миксы Марка, то обратил внимание, что они были достаточно радикальны с точки зрения размещения источников в пространстве (панорамирования). Барабаны, например, все находились в одной стороне. Я попытался таким же образом смикшировать песню «LoveIsALosingGame», но это не давало правильного чувства. Большая часть материала была записана встудии, принадлежащей группе DapKings в Бруклине (они же и играли на этом альбоме). Барабан, фортепьяно, гитары и бас записывались все вместе в одной комнате. Барабаны были сняты единственным микрофоном, и между инструментами имелась масса пролитий».

«Когда я впервые получил многодорожечник «Rehab», то он был очень маленьким – возможно, только лишь 20 треков. Но Марк тогда прибыл в Лондон, чтобы сделать запись струнных, духовых и перкуссии в одной из студий Metropolis. Когда всё это добавилось, стало довольно много треков, и я сделал на многих вещах баунсинг – например бэк-вокалы (изначально 12 треков) были объединены в 3 трека. В песне есть ретро, дух 60-х, чувство R&B – это всё то, на чём специализируется группа DapKings. На мой взгляд, во всё это надо было привнести и современное чувство, хотя Марк хотел держать звук достаточно разрежённым и практически необработанным. Я люблю голос Эми, и кайф, живущий в этой песне. Таким образом, сводя эту песню, надо было правильно понять общее чувство – со всеми этими духовыми, струнными, перкуссиями. Также, надо было дать этой песне современную энергию и удар, чтобы она как следует работала на радио, не теряя ни капельки своего очарования…Было много исходного материала, но всё объединилось весьма быстро, потому что я знал точно, чего я хочу сделать».

Наравне с «навесным» оборудованием, к ведущим вокалам Эми Вайнхауз применялась хирургическая эквайлизация от WavesQ10.

Ведущие вокалы: Urei 1176 blackface, PultecEQ, компрессор / лимитер Fairchild, McDSPF2 Filterbank, WavesQ10 ParagraphicEQ, WavesDe-esser, пружинный ревербератор GreatBritishSpringreverb, реверберационная пластина EMT.

«Я не техносноб – я использую всё, что считаю нужным для получения прекрасной записи. Конечно, я предпочитаю использовать аналоговые компрессоры и эквалайзеры, но если требуется тонкие хирургические вырезы в частотном спектре, то плагины показывают большую тонкость и эффективность. Эми – очень динамичная певица. В её голосе много «укуса», но я хотел, чтобы он казался тёплым и не сносил Вашу голову. Я часто использую RenaissanceQ10 для радикального частотного сокращения, и Вы можете увидеть это в параметрах настройки, которые я использовал на голосе Эми. Я сокращаю четыре частоты на 18dB: в двух случаях – 465 и 917Гц со значением Q (добротность) 100! Это действительно круто. На 3107Гц добротность составила только лишь 13,7, и таким образом, это довольно широкий вырез. Сокращение на 18dB – это огромное значение, но что было – то было».

С сибилянтами на ведущих вокалах боролись при помощи WavesDe-esser

«Были определённые частоты на ведущем вокале Эми (трек маркирован «AmC»), которые несколько раздражали меня. Это может произойти из-за сотен вещей – возможно из-за микрофона, который тогда использовался. Не поймите меня превратно: это не был плохой вокальный звук, но в её голосе действительно есть немного жёстких частот. Есть несколько треков на этом альбоме, которые сводил другой человек (Gary 'GMajor' Noble) и Вы можете услышать, на что похож её голос без этой эквайлизации. Также, я использовал McDSPFilterbankF2, вероятно делая полочное понижение от 40Гц, и WavesDe-esser, который сокращал приблизительно в районе 5506Гц. Эми не является чрезвычайно «свистящей» певицей. Порог был установлен на 22, что для меня не слишком много. Подавление, вероятно, было не больше чем 3 dB».

«Кроме того, я использовал также и «навесной» PultecEQ, включённый в микшер. Внешняя цепь обработок включала в себя Pultec, далее шёл компрессор Urei 1176 blackface, а за ним – компрессор Fairchild. На Pultec, скорее всего, я поднимал в районе 12кГц, чтобы добавить «воздуха» и украсить звук. Urei, возможно, был установлен с быстрой атакой и очень быстрым восстановлением, и делал 10dBподавления; Fairchild имел очень медленное восстановление. Я не могу досконально объяснить, как это работает, но по моему размышлению, Urei поймает что-нибудь, что слишком «выскакивает», а Fairchild будет поднимать более слабые детали и будет держать вокал в узде. По сути дела, это разглаживает вещи. Во время сведения я постоянно играю с этими двумя компрессорами – это не кое-что, что можно один раз настроить и затем плевать в потолок…Если сигнал, прибывающий из Urei слишком уж жёстко «атакует», то Fairchild начинает затрагивать звук более сильно».

Свёрточный ревербератор TrilliumLaneLabsSpace добавил эффект пружинной реверберации

«На вокалах имелась пружинная реверберация, которая была записана отдельным треком, когда делалась запись Эми в ChungKingStudios (Нью-Йорк). Я также записал трек с пластиной EMT в Metropolis. Вы их можете увидеть оба в основании EditWindow. Я потратил много времени на вокал и потом регулярно возвращался к нему. К вечеру первого дня сведения у меня уже был вокал, более или менее правильно работающий в течение песни. Потом я буду постоянно делать маленькие урегулирования на нём. С каждым разом Вы становитесь всё ближе и ближе к финальному миксу, но это не происходит мгновенно…»

Барабаны: компрессор Neve 33609, WavesQ4 ParagraphicEqualiser, EmpiricalLabsDistressor, компрессор Fairchild, пружинный ревербератор

Монофонический барабанный трек получил несколько точных частотных сокращений от WavesQ4.

«Мне нравится, когда барабаны находятся на монотреке, потому что не приходится делать никаких радикальных выборов и Вы быстро балансируете этот поддерживающий трек. Но тем не менее, пришлось провести достаточно продолжительное время, добавляя сэмплы бочек и малого барабана. Использовался SoundReplacer (треки маркированы как «Ilk1», «B11» и «SRKc»). Я использую бочку (ту, что на «B11») во многих своих миксах: это звук, который я сделал сам. Только так Вы можете поступить с единственным барабанным треком. Также, я хотел получить побольше малого барабана. Я не волновался особо о низах, потому что знал, что они прибудут из сэмплов. Я таже должен был удостовериться, что среднечастотный диапазон был чист, потому что в песне было много духовых, которые создавали дополнительную ритмическую структуру. Таким образом, пришлось применять достаточно много эквайлизации, чтобы для всего сделать своё место».

«Все барабаны были на подгруппе, которая входила в шину 3 и 4 консоли Neve и далее шла на компрессор Neve 33609 и эквалайзер Prism. Также я использовал один канал компрессора Fairchild на треке оригинального барабана (был подключён к пульту через инсерт). Некоторые сэмплы не шли на шину 3 и 4 (поэтому то я и использовал два сэмпла бас-бочки). Один сэмпл бочки шёл на шину 3 и 4, а «B11» шёл в шину 1 и 2 (главная шина микса). Так я мог достаточно жёстко «поразить» компрессор Neve (с очень быстрым восстановлением) и держать «B11» в чистоте. Я балансировал между собой звуки этих двух бас-барабанов».

Компрессор DigidesignSmack использовался, чтобы добавить в припевах побольше драйва в басовом треке.

«Эквалайзер WavesQ4 занимался выниманием нежелательных «колючек». Это такой же принцип, что я применял на вокале Эми (тогда был задействован Q10). С одним треком барабанов у Вас есть немного гибкости, и Вы можете видеть, что добротность (Q) на этом эквалайзере стоит на максимуме. Я сокращал на 155, 218 и 423Гц. Эти частоты весьма близки друг к другу, но Вы были бы поражены, если бы услышали, на что походил трек без этих урегулирований. 423Гц – это низ малого барабана, в котором, возможно, было гудение».

«Я также использовал Distressor, в котором есть хороший режим, названный «BritishMode». Он даёт Вам реальный «укус». После него барабаны шли в Fairchild, который склеивал их. Кроме пружинной реверберации, которая была записана на отдельном треке (rhsR), на барабанах не было никаких других эффектов. Реверберация была назначена на отдельный фейдер, на котором я совершал “поездки». Вы можете услышать, что в запеве барабаны сухие, а реверберация прибывает справа во время припевов и моста. На этой песне используется много пружинной реверберации, которая способствует ретро-чувству. Я не являюсь большим поклонником цифровых ревербераторов. Некоторые из пружин были записаны в студии DapKings, некоторые я добавил здесь, в Лондоне».

Бас: Urei 1176 blackface, Digidesign Smack!

«На большей части басового материала имеется компрессия от Urei, с отношением 4:1 и 8:1 (судя по всему, одновременно использовалось два компрессора). Атака и восстановление стояли на три или на пять – не слишком быстрые. Марк Ронсон добавил бы плагин Smack!, и я тоже люблю его. Он походит на какую-то версию компрессора AlanSmartC2/SSL. Smack! должен был дать всему этому некоторый старинный эффект. Он не делал тяжёлых вещей в течение этого трека, поскольку бас и так уже был довольно постоянным. У него было достаточно быстрое восстановление – 2мс. Бас (трек B02) имел медиатороподобный звук и мне хотелось удержать его. Мне не хотелось слишком сильно убить атаку в нём. Я использовал этот плагин в припевах – я думал, что это даст треку немного больше драйва».

На треке фортепьяно имелось множество пролитий от других инструментов. От них частично избавились, сокращая низкие частоты при помощи SonyOxfordEQ.

Фортепьяно: Sony Oxford EQ, TLL TL Space, Waves L1 Ultramaximiser, McDSP F2 Filterbank

«Фортепьяно (трек P02) было записано полностью «сухим», но с большими пролитиями от барабанов и баса. Их уровень настолько был высок, что я сделал полочное понижение ниже 500Гц на микшере. У фортепьяно есть хороший постоянный ритм в верхах и я должен был найти для него место в моём миксе. Oxford убирал частоты ниже 100Гц и немного повышал в районе 5кГц. Также имелся лимитер L1 и Filterbank, который я использую довольно часто (в основном, чтобы фильтровать высокие и низкие частоты). Была добавлена реверберация от плагина TrilliumLaneLabsSpace (с импульсом старинного пружинного ревербератора). Я поместил его в инсерт трека, а не в посыл. Таким образом, фейдер «DRY» был установлен на 0, а регулировка осуществлялась фейдером «WET».

Чтобы как следует усадить литавры в микс, Том жёстко обработал их лимитером WavesL1.

Литавры: Waves L1, Digidesign Lo-Fi, Waves Renaissance EQ

«Литавры имеют очень резкую атаку и грохочущий хвост. Я решил частично избавиться от этой атаки, поскольку у меня были барабаны, которые и так уже достаточно «атаковали». От литавр я хотел хороший и гладкий сустейн. Возможно, я делал плавный спад на их хвостах при помощи «поездок» на фейдерах микшера. Но, в то же самое время, Вам хочется не потерять эти литавры и хочется сделать их слышимыми – так что, это – реальное балансирование. В них есть много информации ниже 300 – 400Гц, но в этом миксе она не требовалась. Я хотел услышать высокочастотные компоненты звука литавр, и таким образом, я отрезал низ и сделал повышение в районе от 1 до 3кГц (использовался RenaissanceEQ). Затем, я жёстко лимитировал их при помощи L1 (с медленным восстановлением). Я также рассматривал литавры через плагин DigidesignLo-Fi, чтобы сделать их звучание более заметным.

Сокращение разрядности и частоты дискретизации (при помощи DigidesignLo-Fi), помогло литаврам лучше сделать свою работу.

Я изменил частоту дискретизации на 33кГц (это отбросило верха) и понизил разрядность до 13 бит, чтобы немного «подломать» звук. Я не добавлял никакого искажения, я просто сделал литаврам более «короткий» частотный спектр. Сам по себе этот звук казался весьма странным, но в контексте микса он работал прекрасно. Как я уже сказал раньше, имеет значение не техническая сторона этого процесса, а результат, который Вы слышите в своих динамиках…»

Немногие поспорили бы с этим…

Опубликовано в журнале «SoundonSound» в августе 2007 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

www.unisonrecords.org


Загрузка беседы