Дабстеп 2011: Краткий справочник продюсера

Дабстеп 2011: краткий справочник продюсера

Первоначально, дабстеп возник как тёмное, реггей-подобное ответвление такого стиля, как гэридж. Он стал своеобразной отдушиной для тех людей, кто устал от слишком активных ритмов прочего танцевального андерграунда. При этом, была сделана ставка на шокирующее количество суб-баса, ещё большее, чем даже в современном брейкбите или DnB. Первая волна исполнителей стала известна благодаря обширному использованию атмосферных и текстурных звуков, синкопированных half-time ритмов и мастерски вплетённых синтезаторных партий.

Эта новая уникальная смесь неизбежно начала развиваться, втягивая в себя всё больше элементов из других жанров. Звучание дабстепа становилось более продвинутым и разнообразным, и такие же процессы происходили и в артистической среде. Исполнители, работавшие в других стилях, начали пробовать свои силы в дабстепе, принося с собой новые идеи, опробованные и проверенные в других жанрах.

Но, чтобы там не было, большинство новых идей было сфокусировано на поиске новых тембров и экспериментах с ними, причём музыкально-звуковое качество композиций, как таковое, часто отодвигалось на второй план, либо вообще не принималось в расчёт. Сырые, агрессивные и часто не особо приятные звуки, позаимствованные из техно и DnB, чуть ли не привели к гражданской войне между неофитами и приверженцами классического звучания. Сопротивляясь этой тенденции, многие люди начали черпать свои идеи из таких стилей, как прогрессив-хаус и транс. И, с этого момента, шлюзы уже действительно раскрылись нараспашку. Сегодня можно услышать один трек, который звучит практически как поп-рок, и другой, который похож на абстрактный электронный кошмар (в хорошем смысле этого слова!).

Перекрёстное опыление внутри самого дабстепа быстро привело к появлению самых разных гибридов, часто претендующих на главенствующее положение в жанре. Но, что ещё более странно, как этот маленький и тёмный закуток танцевального андерграунда, подобно пожару, неожиданно распространился по всему земному шару и обрёл коммерческий успех в достаточно широких массах. На данный момент, дабстеп как никогда силён. Так что, давайте с головой погрузимся в текущее состояние методов дабстеп-продюсирования. Итак, держите свои шляпы…

Приведите идеи в порядок

Прежде, чем углубиться в технический разговор, давайте определимся, что же мы собрались тут продюсировать. В конце концов, дабстеп не так уж прост. Прежде, чем прорваться на коммерческую арену, он довольно долго варился в глубинах музыкального подполья. Таким образом, это развитый стиль с определённым серьёзным наследием, не говоря уж о действительно старых стилях в основании его генеалогического древа.

Также наивно думать о дабстепе, как о каком-то единственном монолитном течении. Внутри него есть различные фракции, которые не только звучат совершенно не похоже друг на друга, но и адресованы к разной аудитории. В конечном счёте, выбор ингредиентов определяется только лишь Вашим вкусом и намерениями. Что Вы хотите – сделать песню со сладким вокалом и полированным звучанием, или разорвать мозг и грудную клетку жуткой басовой перегрузкой? Вы будете придерживаться традиционных half time ритмов или попробуете что-то другое? Подобные вопросы Вы должны задать прежде, чем фактически начнёте работать над своим треком.

Как только Вы определились со своей стилистической направленностью, будет неплохо сделать умственный план своего будущего микса (а ещё лучше письменный). Это может показаться довольно странным советом, однако, это важный шаг. Многие дабстеп-продюсеры, по сути дела, сводят треки одновременно с процессом записи/сочинения, а не оставляют сведение на заключительные этапы, как это обычно происходит в других стилях. Таким образом, прежде, чем Вы начнёте писать свой трек, желательно иметь некоторую идею по поводу того, как будут расставлены приоритеты разных элементов относительно друг друга. Роль барабанов и их взаимодействие с басовыми партиями – это исключительно важный вопрос, поэтому будет пагубно начинать работу над барабанными партиями, не понимая того контекста, в котором они будут находиться.

Заставьте себя выделиться

Будет неплохо заранее подумать о чём-то, что заставит Ваш творение привлечь внимание слушателей. Сейчас выпускается много треков в стиле дабстеп, и его сцена породила множество звёзд. Без этого, у Вашей работы будет слишком мало шансов не затеряться во мраке. Конечно, отличное качество продюсирования и убойные рифы – это предпосылка, и мы не предлагаем Вам выдумывать нечто экстраординарное и революционное. Однако, всегда есть возможность придумать какие-то интересные вкусности, которые помогут дифференцировать Ваш трек от других и, может быть, даже надолго останутся в памяти слушателей. Возможно, Вы найдёте интересный звук или, к примеру, придумаете красивую вокальную линию, которая будет чудесно сочетаться с остальными инструментами и заставит людей слушать её ещё и ещё.

В общем, когда Вы определились насчёт звуковой концепции и общего стилистического направления, надо подумать о темпе и, возможно, о структуре. Без хотя бы приблизительной аранжировки в голове, выбор звуков становится более проблематичным занятием. Конечно, хорошо, что Вы запланировали сделать в своём треке яму/брейкдаун в 32 такта, но, если не знать, что будет до неё, а что после, можно просто застрять на пустом месте и закончить тем, что размазать свою скудную идею по большой площади, либо просто бессистемно навалить кучу разных звуков. Да, много звуков – это круто и прикольно, но разве не лучше заранее определить, сколько каких звуков использовать и какие роли они будут играть в миксе? В противном случае, можно завязнуть на попытках связать вместе несколько секций, не имеющих ничего общего между собой, поскольку они не были задуманы вместе.

Собственно говоря, многие описанные проблемы можно облегчить, если подобрать себе правильный набор референсных треков. Подыщите композиции, которые Вам нравятся и близки по духу к Вашей работе. Они смогут предоставить некоторые руководства, на основе которых Вы будете принимать свои решения по поводу микширования и аранжировки. Заодно, Вы сможете посмотреть, как сочетаются вместе различные стили.

«Ароматы» дабстепа

К счастью, дабстеп не страдает от такого же уровня классифицирования, как хаус или DnB. Тем не менее, если взять другие музыкальные жанры, послужившие основными источниками заимствований, то и внутри него можно определить некоторые разновидности.

В некотором роде, в дабстепе можно выделить первичный стиль, который и послужил почвой для дальнейшего развития. Его звуковые корни явно лежат в раннем даб-реггей. Он имеет тяжёлый обволакивающий суб-бас, типичный триольный ритм и очевидные элементы, характерные для даб-реггей: специфические гитарные ходы с большим количеством задержки или одиночные удары малого барабана с длинной реверберацией, тянущейся на несколько тактов.

Есть более танцевальная разновидность, напоминающая по звучанию британский гэридж. Здесь часто используется басовый барабан, отбивающий четыре четверти на протяжении всей композиции, сверху которого наложены half-time паттерны, типичные для даб-реггей.

Другая разновидность дабстепа сильно напоминает некоторые виды брейкбита или drum’n’bass, хотя и имеет совершенно другую ритмическую структуру. Здесь часто применяются различные нарезки из множества звуков, создающие ритмическую и мелодическую основу композиций. Многие люди используют басовые партии, имеющие отчётливое влияние нейрофанка.

Можно выделить и такое направление, как «музыкальный» дабстеп. Здесь прослеживается влияние таких стилей, как транс и хаус. Интересно, что хип-хоп и R&B-продюсеры (особенно в США), всё прошлое десятилетие заимствовали звуки у европейской танцевальной сцены. И, теперь, творчески переработанные и воспитанные на новой почве, они нашли путь в дабстеп, часто снова с некоторым намёком на британский гэридж.

Другие же треки, кажется, возвращаются к эпохе старого рейва, делая заимствования из джангла и раннего хардкора. Часто можно услышать треки с транспонированным вверх вокалом или рейвовскими стабами и фортепьянными рифами. Ускоренный брейкбит зачастую является центральным элементом некоторых композиций (хотя, Вы разумно можете предположить, что брейкбит это полная противоположность дабстепу). С другой стороны, идут большие дебаты относительно того, что можно называть дабстепом, а что нет.

Часто можно услышать и такой термин, как «пост-дабстеп», которым называют авангардистско-экспериментальное течение, избегающее каких-либо клише и очевидных сходств.

Кроме того, есть определённый круг исполнителей, которых обвиняют в попсовости и коммерциализации дабстепа, потому что они используют в качестве основы более традиционные песенные стили популярной музыки (кое-где даже употреблялось такое название, как поп-степ). Тем не менее, мы всё же думаем, что такая критика несправедлива. В настоящее время, возможно, дабстеп – это самый воодушевляющий и разнообразный рассадник новых идей, и, как говорил Великий Мао – пусть расцветают все цветы!

Группу Magnetic Man обвиняли в коммерциализации стиля, после того как они выпустили альбом, нацеленный на попадание в мейнстрим.

Сэмплы барабанов для дабстепа

Здесь снова напомним о важности правильного и достаточно обширного набора хороших референсных треков. К примеру, если у Вас есть какие-то вопросы – типа, какая атака должна быть у басового барабана или сколько низкой середины оставить в закрытом хэте, то, слушая свои образцы, Вы сможете найти несколько способов разрешения любого аспекта. Единственно, что требуется учесть в референсном материале – это то, что он уже прошёл через мастеринг. Поэтому думайте, как он повлиял на интересующие Вас элементы.

Возможно, самые важные элементы дабстеп-ритма – это большой и малый барабаны. Обычно их берут из библиотек сэмплов, и подбирают так, чтобы они соответствовали друг другу. Они также должны сочетаться с басом, который будет использоваться в композиции. В наши дни, многие люди предпочитают, чтобы эти звуки были максимально плотными, мощными и насыщенными, чтобы они могли прорезаться через огромные слои баса. Хотя, в треках с менее шумными басовыми партиями прекрасно работают и сравнительно чистые барабаны.

Также, чтобы сделать прилично звучащие бочку и малый барабан, часто требуется создавать эти звуки из нескольких слоёв. Дело в том, что в контексте насыщенного и «жирного» микса им требуется более широкое частотное содержание, чем в большинстве других жанров. Хлопки (клапы) иногда используются вместо малого барабана в спокойных композициях, и типично смешиваются с ним в более жёстких треках, чтобы дать барабану дополнительный щелчок.

Ритм-машины тоже могут служить неплохим источником ударных звуков, однако, исходные инструменты сами по себе часто звучат довольно тонко. Собственно говоря, удачная комбинация бочки и малого барабана обычно включает многослойный набор тщательно эквализованных и тяжело компрессированных сэмплов, подобранных так, чтобы дополнять друг друга.

Хэты и тарелки

Хэт в современном дабстепе находится на второстепенных ролях, и его вклад в общую яркость звучания довольно мал. В некоторых случаях, он не используется вообще. Тарелки-райд более популярны. Они предоставляют воздух и склеивают барабаны вместе, но, опять же, не настолько сияют, как в других жанрах. Дело в том, что басовые звуки становятся всё ярче, поэтому роль барабанов в верхнем частотном диапазоне менее важна, чем в низах.

Слушаем барабаны:
Benga. Smack Your Bitch Up
Nero. Crush On You
Emalkay. Crusader
Gemini. Graduation

Шаг за шагом: построение типичного дабстеп-ритма

1. Установите темп 140 ударов в минуту. Это типичная скорость современного дабстепа, хотя, и не строгое правило. Сделайте петлю в 4 такта, найдите подходящую бочку и малый барабан, и установите их в 1 и 3 удары каждого такта.

2. Теперь желательно рассмотреть свою басовую линию. Если Вы уже что-то придумали, аранжируйте барабаны так, чтобы получить наилучшее сочетание с ней. Если Вы планируете сочинить басовую партию позже, то можете экспериментировать с барабанами, пока не получите нравящийся Вам ритм. 

3. Вы можете добавить динамику в свой ритм, уменьшая громкость ударов, не попадающих на 1 и 3 доли. Если используете MIDI, то понижайте значение velocity в нужных местах. Если пользуетесь аудиоклипами, просто понижайте их уровень. 

4. И, напоследок, добавьте хлопок сверху каждого удара малого барабана, чтобы дать ему дополнительный щелчок, и поставьте тарелку-райд в каждую долю, чтобы создать пространство, воздух и яркость. 

Шаг за шагом: создание «расслабленного» ритма в стиле KOAN Sound

1. Для начала, поставьте бочку и малый барабан в 1 и 3 долю такта. Теперь мы попробуем сделать ритм как в композиции Trouble In The West от KOAN Sound. 

2. Отключите квантизацию и установите ещё одну бочку так, чтобы она прозвучала чуть-чуть раньше малого барабана. Осторожно подвигайте её взад-вперёд, чтобы найти правильное место. 

3. Теперь, можете двигаться дальше или расставить ещё несколько дополнительных бочек внутри основного ритма. Чтобы избежать пиков, старайтесь не допускать пересечений с малым барабаном. Эта техника эксплуатирует выгоды замедленных дабстеп-ритмов, хотя и требует некоторого количества терпения. 

Шаг за шагом: Компрессия барабанов в стиле SKisM

1. Создайте отдельные групповые каналы (шины) для бочек, малых барабанов и остальной части ударных инструментов. Направьте свои звуки на соответствующие подгруппы. В данном случае, мы отправляем хлопок в один канал с малым барабаном, поскольку клап здесь один из важных слоёв этого звука. 

2. Загрузите компрессор в шину малого барабана. Установите быструю атаку (мы дошли до 10 мс), среднее отношение (в нашем случае 2:1) и такой порог, чтобы был минимальный уровень подавления (у нас 1,5 dB). Это даёт эффект «склейки» и добавляет читаемости. Если хотите, можете проделать то же самое и с бочкой.

3. Теперь, загрузите компрессор в шину, где собрана вся остальная перкуссия. На сей раз, активируйте его боковую цепь (sidechain) и сделайте на неё посылы с групповых каналов большого и малого барабанов. Настройте компрессор так, чтобы он заметно понижал уровень в момент ударов этих инструментов, но без фанатизма (около 3 dB). Время восстановления должно быть таким, чтобы соответствовать общему ритму. 

4. Создайте ещё одну подгруппу и сделайте на неё посылы со всех трёх предыдущих шин. Будем заниматься параллельной компрессией. Загрузите туда компрессор и настройте очень жёсткое сжатие. К примеру, мы установили отношение 8:1, самую быструю атаку и подавление более 18 dB. Параметр Make-Up настройте по своему вкусу.

5. Теперь создайте общую шину, и отправьте на неё выхода всех четырёх подгрупп. Загрузим сюда лимитер, чтобы склеить все инструменты вместе и оградиться от пиков. Важно использовать высококачественный процессор и не нагружать его слишком сильно. 

Суб-бас

Суб-бас – это термин, обозначающий звуковой сигнал, звучащий в самых низких регистрах. Как правило, он лежит ниже частотного диапазона барабанов, и слишком низок для воспроизведения на большинстве домашних колонок (конечно, если они не HI-FI класса). На приличных студийных мониторах (особенно с дополнительным сабвуфером), Вы сможете ощутить чистые и сильные волны, а большая клубная акустика затопит Ваше тело тяжёлыми, тёплыми и сексуальными вибрациями.

Суб-бас – решающий компонент любых форм дабстепа. Сделаете его неправильно – и в Вашем треке не будет хватать полноты и аутентичности. Сделаете правильно, и Вы войдёте в царство ощутимого физического наслаждения, на что толпа определённо не сможет не ответить.

Создание успешного суб-баса начинается с подбора правильных нот. В принципе, нет единого мнения относительно того, какими могут быть самые высокие и самые низкие ноты. Однако, все современные танцевальные стили (включая и дабстеп), в процессе своей эволюции пришли к диапазону, расположенному вокруг 50 Гц. (Ближайшая нота – G первой октавы). Эти звуки достаточно низки, чтобы проникать в тело, и достаточно высоки, чтобы громко воспроизводиться на многих аудиосистемах.

Если цель состоит в том, чтобы создать более агрессивные басовые звуки, используйте многослойные конструкции из нескольких тембров, играющих в унисон с суб-басом. Вы можете обработать эти дополнительные слои HP-фильтром, чтобы оставить больше пространства для дыхания суб-басовых нот. 

Ключевой звук такого исполнителя, как Gemini – это пульсирующий суб-бас.

Шаг за шагом: создание «качающегося» суб-баса в стиле Gemini

1. Теперь, давайте попробуем добавить энергичный пульсирующий суб-бас. Для этого будем использовать сайдчейн-компрессию. Для начала, сделайте отдельный трек, куда поместите звук (в данном случае малый барабан), который будет служить триггером для боковой цепи компрессора. Поставьте его на каждую сильную долю и не забудьте отключить от мастер-шины выход с этого канала. 

2. В качестве источника суб-баса будем использовать синтезатор FabFilter One (у него один генератор и отличное жирное звучание). Выберите пресет Triangle из категории Basic и выверните ручку Volume на максимум. Установите частоту среза фильтра в положение 11 часов, чтобы убрать яркие обертоны. 

3. Загрузите в этот канал компрессор, активируйте боковую цепь и отключите автоматический режим функции Make-Up. В боковую цепь пошлите сигнал со своего триггерного канала. Параметры компрессии пока что не имеют значения. 

4. Теперь, прежде чем заниматься точной настройкой компрессора, надо сочинить басовую партию. Ноты продолжительностью ½ такта и более работают неплохо, поскольку при темпе 140 BPM в них будет ощущаться пульсация. По возможности, старайтесь удержать большинство нот достаточно близко к вышеописанному диапазону в районе 50 Гц (F – A). 

5. Теперь давайте настраивать компрессор. Если Вы хотите, чтобы пульсация имела форму, близкую к форме триггерного сигнала, переключите компрессор в режим Peak, полностью уберите порог, и установите самую быструю атаку и восстановление. Отношение настройте по своему вкусу. Уровень подавления около – 10 dB, скорее всего, будет достаточен. 

>Модулируйте свой суб-бас
Попытайтесь ввести тонкую, синхронизированную с темпом LFO-модуляцию в свой звук. Стоит сказать, что лёгкая частотная модуляция может заметно утолстить звучание любого синтезатора, хотя параметры глубины и скорости сильно зависят от структуры басовой партии. Пользуйтесь слухом – пытайтесь получить максимально возможный уровень модуляции, не попадающий при этом в зону явной слышимости. В теории, это заставляет суб-бас занимать более широкое частотное пространство. Подобный трюк может быть исполнен и с амплитудной модуляцией: вибрация со скоростью восьмых или шестнадцатых нот позволяет значительно оживить и разнообразить бас.

>Некоторые советы из The Dubstep production Bible
Есть несколько способов создать суб-бас. Здесь приведены самые распространённые:

1. Использование одиночных волновых форм (sine, saw, square или triangle). Они дают хороший линейный суб-бас. И, кстати, синусоиду не требуется обрабатывать LP-фильтром, поскольку в ней нет обертонов. 
2. Использование расстроенных относительно друг друга волновых форм. Возьмите две идентичные волновые формы (sine, saw, square или triangle) и немного измените высоту одной из них (или обоих). Скажем, в диапазоне -0,25/+0,25 полутона. Это создаст фейзероподобный эффект и введёт движение в звук. Однако, этот способ может привести к значительным амплитудным пикам, поэтому, после фильтра должен стоять компрессор, который будет держать их в узде.
3. Использование басового барабана из ритм-машины Roland TR-808. Простой способ сделать мощный суб-бас – это взять сэмпл бочки из TR-808, загрузить его в сэмплер и поставить в петлю единственный цикл звуковой волны где-то из середины файла. Басовый барабан в 808-м состоит из синусоидального сигнала и белого шума: синусоида даёт низкочастотное давление и мясо, а шум добавляет гармоники и песок. Короче говоря, моментальный «колбасный» бас.

Шаг за шагом: создание bubbling-баса в стиле Jakes

1. Синтезатор Native Instruments Massive имеет огромный набор волновых форм и фильтров, из которых есть что выбирать при создании подобных звуков. Для начала, выберите пункт New Sound из меню File. В генераторе Osc 1 сделайте прямоугольную волну (регулятор Wt-position до конца влево). 

2. Щёлкните по вкладке 5 LFO, выберите форму модуляции типа «Ramp» и включите синхронизацию. В окошках под параметром Ratio выставьте значения 2 и 24. Теперь, Filter 1 переключите в режим Band-pass и установите регуляторы Bandwidth и Resonance на 2 часа (или около того). Регулятор Cutoff поставьте на 10 часов и промодулируйте этот параметр через 5 LFO (ухватитесь мышкой за вкладку 5 LFO и перетащите её в квадратик под регулятором). 

3. Если Вам хочется более грязное звучание, подключайте дополнительные генераторы. Исследуйте банки волновых форм и придумайте свой фирменный коктейль. 

Шаг за шагом: создание типичного wobble-баса в синтезаторе Albino 3
Обычно, под термином «wobble» скрывается басовый звук, пропущенный через LP-фильтр, частота среза которого модулируется при помощи LFO или хост-автоматизации. Хотя, как было показано выше, ничто не мешает использовать и другие типы фильтров.

1.Начните с пресета Bass-molecules из секции Deep Basses.

2.Этот звук через некоторое время начинает идти на спад, поэтому накрутите сустейн на максимум.

3.Теперь перейдите в матрицу модуляции Mod Matrix и нажмите на свободную левую ячейку.

4.В появившемся меню выберите LFO2 (LFO1 уже используется для частотной модуляции). 

5.Нажмите на аналогичную ячейку в правой колонке. В меню выберите Fil 1 -> Fil 1 Cutoff.

6.Теперь LFO2 будет управлять частотой среза первого фильтра. Чтобы настроить параметры LFO, щёлкните по кнопке L2 рядом с Mod Matrix.

7.Чтобы получить гладкую вибрацию, выберите синусоиду, включите синхронизацию с темпом и настройте нужную скорость. 

8.Нажмите кнопку MX, чтобы вернуться в матрицу модуляции. В средней колонке установите глубину воздействия (диапазон) модуляции на фильтр. 

9.Теперь установите на фильтре частоту среза. Это как бы средняя точка, от которой будет плясать эффект. 

>Некоторые советы из The Dubstep production Bible

1.Зачастую, суб-бас играет партию, параллельную среднечастотному wobble-басу. Однако, поскольку в роли суб-баса обычно выступает синусоидальный сигнал, то нет никакого смысла назначать модуляцию на LP-фильтр, поскольку звук слишком низок для того, чтобы фильтр смог оказать какой-либо эффект. Кроме того, у синусоиды нет высокочастотных гармоник, поэтому фильтру здесь просто нечего делать. Вместо этого, используется амплитудная модуляция.

2.Распространённый выбор волновой формы LFO – синусоида. Однако, ничто не мешает экспериментировать и с такими формами, как Triangle, Sawtooth, Square, Random, Noise. Или даже использовать для модулирования параметров шаговые секвенсоры и огибающие.

3.Чтобы получить плотный и насыщенный бас, пробуйте использовать большое количество генераторов, звучащих в разных октавах.

4.Вы также можете сделать новый слой и назначить на него LFO с другими параметрами, что позволит получить биения между пульсациями основного звука. Либо, попробуйте разделить звук на отдельные частотные компоненты (низ, середина, высокие) и на каждый из них повесить LFO с отличающимися настройками.

5.Для большего разнообразия автоматизируйте скорость и глубину модуляции.

6.В зависимости от того, где вставлены эффекты (до или после фильтра), можно получить совершенно разное звучание.

7.Используйте ещё один LFO, который будет модулировать скорость первого.

Шаг за шагом: создание «скрежещущего» баса

1.Massive де-факто стал основным синтезатором в дабстепе, и он прекрасно подходит для генерации фирменных для этого стиля визжащих и скрежещущих звуков. Итак, начните с дефолтного пэтча, откройте вкладку 4 Env и выкрутите до конца регулятор Decay Level, чтобы максимально увеличить громкость основной фазы звука. 

2.В первом генераторе выберите волновую форму Crude. Откройте вкладку Voicing и выставьте 6 голосов (окошко Unisono). 

3.Вы можете обнаружить, что с увеличением количества голосов повышается общий выходной уровень, что чревато клиппингом. Но, в данном случае, уровень зашкаливать не будет, так что можете оставить регулятор Master в покое. Теперь дальше: подхватите мышкой вкладку 5 Env и поместите её в левое окошко регулятора Wt-position первого генератора. 

4.Потяните за это окошко, чтобы установить глубину модуляции (вокруг регулятора Wt-position появится половинка разноцветного кольца). Мы будем использовать её, чтобы получить в звуке фазовые искажения. Активируйте генератор модуляции (Modulation Osc), затем нажмите кнопку 1 в ряду Phase и поверните регулятор на 9 часов или около того. 

5.Высота генератора модуляции имеет большее влияние на результирующий звук. Увеличьте значение Pitch на 12 полутонов, и это даст больше гармоник в средних частотах. Здесь мы будем использовать одну из не очень известных особенностей Massive, чтобы получить реально злобный и грязный звук. 

6.Регулятор Amp второго генератора (Osc 2) установите на 4 часа. Регулятор Wt-position поверните до конца вправо, чтобы получить волновую форму «пила». Значение Pitch поднимите на 12 полутонов. На данный момент, звучание пока что трудно назвать суперским, но мы скоро добавим в него некоторый секретный ингредиент…

7.Переключитесь в режим Formant. Звук станет весьма противным и раздражающим. Однако, если покрутить регулятор Intensity, можно найти довольно приятный подвижный тембр. Теперь, перетащите модуляцию из 1 Env в первое окошко под этим регулятором. 

8.Щёлкните по вкладке 1 Env. Увеличьте время атаки, как показано на рисунке. Потяните вверх первую ячейку под регулятором Intensity (куда мы назначали модуляцию) и установите нужную глубину.

9.И, напоследок, добавим немного эффектов. В первую ячейку загрузите Classic Tube, установите значение Wet 100% и Drive около 50%. Во вторую ячейку загрузите Dimension Expander. Параметр Wet/Dry поставьте на 10 часов, Size – на минимум. Теперь наслаждайтесь. 

Шаг за шагом: создание «говорящего» баса в стиле Doctor P

1.При правильном подходе, подобные звуки достаточно несложно получить при помощи практически любого виртуального синтезатора. Мы попробуем создать такой бас, пользуясь бесплатными плагинами от Togu Audio Line. Для начала, загрузите синтезатор TAL-NoiseMaker в свою DAW.

2.В первом генераторе выберите волновую форму Saw. Теперь переместитесь в панель Master и полностью уберите громкость суб-генератора. Следующим шагом надо сделать эффект развёртки фильтра: щелкните по вкладке Synth 2 и перейдите в панель Filter.

3.Нам нужно, чтобы открытие и закрытие фильтра происходило относительно медленно. Таким образом, установите фейдеры Attack и Decay в положение 0.50, а Sustain в положение 0.00. Чтобы огибающая не останавливалась сразу по поступлении сообщения NoteOff, параметр Release установите на 0.14. 

4.Регулятор Cutoff поверните до конца влево, а Contour – до конца вправо. Ключевой момент данного звука – это параметры резонанса. Но, прежде чем настраивать его, давайте загрузим в канал синтезатора эффект TAL-BitCrusher.

5.Откроем интерфейс TAL-BitCrusher и установим регуляторы Low Shelf и High Shelf на 12 часов, Noise – на минимум, Dry/Wet на 100%. Параметр Bit Depth оставим на 32 – нас здесь интересует только понижение частоты дискретизации, а не разрядности. 

6.Установите регулятор Sample Rate на 28 и переключитесь обратно к синтезатору. Постепенно поворачивайте регулятор Resonance – чем он правее, тем больше «человеческих» призвуков будет в этом тембре. При значениях более 0.8 звук превращается в месиво, так что 0.75 будет в самый раз.

Шаг за шагом: создание «говорящего» баса в стиле High Rankin

1.Лёгкий способ получить такой звук в Massive – это воспользоваться его чудесным набором штатных волновых форм, где есть уже готовые «говорящие» заготовки. Итак, загрузите синтезатор в DAW, откройте вкладку 4 Env и установите параметр Decay Level на максимум.

2.В первом генераторе выберите волновую форму M-Talk. Поиграйте что-нибудь и покрутите регулятор Wt-position – Вы услышите последовательность отчётливых вокальных тембров. Давайте теперь автоматизируем процесс вращения этой ручки при помощи LFO. Подхватите мышкой вкладку 5 LFO и поместите её в первое окошко под регулятором Wt-position. 

3.Расположите регулятор так, как показано на рисунке. Потяните мышкой за первый слот (куда назначена модуляция), и установите такую же глубину, как здесь. Теперь щёлкните по вкладке 5 LFO, активируйте синхронизацию (Sync) и установите скорость 3/16. Для большей интенсивности можете увеличить количество голосов в окошке Unisono (вкладка Voicing).

Шаг за шагом: создание reese-баса

1.Этот звук впервые был использован продюсером Kevin Saunderson (также известен, как Master Reese и Reese Project) в треке "Just Want Another Chance". Впоследствии, этот тембр был увековечен благодаря классическому DnB-треку "Terrorist" от Renegade. С тех пор, его можно услышать в бесчисленных DnB-композициях, и он продолжает своё победное шествие в таких стилях, как дабстеп и джангл. В принципе, этот звук несложно сделать в любом синтезаторе, где имеется возможность модуляции ширины прямоугольного импульса. В данном случае, мы снова обратимся к такому великолепному инструменту, как Massive. Для начала, выберите в первом генераторе волновую форму Pulse-Saw PWM.

2.По умолчанию, это звучит как смесь пилообразных и прямоугольных тонов, но нам здесь требуется чистая пила. Поверните регулятор Pls-Saw Pos до конца вправо. Из-за дефолтных настроек параметра Pulse Width звук исчезнет, но Вы не пугайтесь. Поиграйте что-нибудь и покрутите регулятор Pulse Width, чтобы услышать, как различаются тембры при различных значениях ширины. 

3.Именно это постоянное изменение параметра Pulse Width и даёт этому звуку такой специфический характер. Таким образом, подхватите вкладку 5 LFO и поместите в первую ячейку под регулятором Pulse Width. Потащите за эту ячейку, чтобы установить такое же количество модуляции, как на рисунке.

4.Откройте вкладку 5 LFO поставьте регулятор Rate на 1 час. Откройте вкладку 4 Env и поставьте Decay Level на максимум, чтобы получить ровный и не спадающий звук. В нём будет много гармоник, которые нам не нужны – так что, давайте отфильтруем их. 

5.В первом генераторе установите фейдер баланса фильтров так, чтобы сигнал шёл только через второй фильтр. Выберите в нём режим Lowpass 4. Звук опять пропадёт, но когда Вы начнёте поворачивать регулятор Cutoff, то услышите, как он возвращается обратно.

6.Установите регулятор Cutoff между 11 и 12 часами, и, в принципе, на этом работа закончена. Если Вы не возражаете против частичной потери веса в самых низких частотах, попробуйте поставить регулятор Resonance на 9 часов – это подчеркнёт частоты в области среза и сделает высокочастотные компоненты этого звука более отчётливыми. 

Слушаем мид-бас:
Excision & Datsik. Deviance
DJ Fresh, Louder (Doctor P & Flux Pavilion Remix)
16bit, Dinosaurs
Ephixa, Some Wobbles

Шаг за шагом: создание лида в стиле Subscape

1.Это один из самых лёгких для программирования тембров, но и потенциально один из самых эмоциональных. Для начала, выберите пэтч под названием Init в конце списка звуков синтезатора Sylenth 1. В первом генераторе (Oscillator A1 Wave) выберите волновую форму Pulse. 

2.Теперь, активируйте Mono Legato (кнопка расположена в нижнем правом углу), включите режим S (Slide) и поверните регулятор Portamento так, как показано на рисунке.

3.Чтобы получить в звуке больше движения, поставьте регулятор Attack в секции Mod Envelope 1 на максимум, и установите параметр LFO1 Gain на 1. Теперь, в матрице модуляции выберите целевой параметр Pitch A и установите значение Rate 1/16. Это даст Вашей мелодии некоторую дополнительную эмоциональность. 

Шаг за шагом: создание лида в стиле Joker

1.Откройте Massive и выберите в меню File пункт New Sound. Перейдите во вкладку Voicing. Активируйте кнопку Monorotate и в окошке Unisono выставьте 8 голосов. Затем откройте вкладку Osc и установите Glide Time на 9 часов.

2.Вернитесь в панель Voicing, и в секции Unisono Spread переключите Pitch Cutoff в положение On. Подхватите мышкой Macro Control 2 и поместите его в окошко модуляции ячейки Pitch Cutoff (справа от ползунка). Глубину модуляции поставьте на максимум. Диапазон изменения параметра установите соответственно 0,05 и 0,33. 

3.Откройте секцию Macro Control и для контроллера Macro Control 2 выберите источник управления. В нашем случае, это будет 1.Modulation Wheel. Теперь Вы сможете управлять параметром Pitch Cutoff при помощи колеса модуляции на своей MIDI-клавиатуре (или запрограммировать всё это при помощи сообщений MIDI CC1 непосредственно в DAW). 

Слушаем «музыкальный» дабстеп:
Cutline, Let Me Go
Feed Me (ft Tasha Baxter), Strange Behaviour
Joker. The Vision
Subscape. Turn Me On

Шаг за шагом: создание эффекта остановки ленты (tape-stop) в стиле Zomboy

1.Этот эффект можно использовать с самыми разными звуками, и он просто творит чудеса в тяжёло порезанных треках с большим количеством переключающихся тембров. Для этого примера возьмём пресет CapNkrunch BN в Tone2 ElectraX (или любой другой инструмент, который Вам нравится).

2.Запрограммируйте некоторое количество басовых нот (желательно, отдельно от основной партии). Автоматизируйте и смодулируйте эти ноты, чтобы дать им разные артикуляции. Чтобы эффект работал как следует, ноты должны располагаться на достаточном расстоянии друг от друга. 

3.Существует достаточно большое число плагинов, позволяющих получать эффект остановки ленты, и многие из них бесплатны. Самый простой, о котором мы знаем – это dBlue TapeStop. Вот его и используем для нашего примера. Автоматизируйте параметры Trigger и Slowdown, и когда Вам понравится, что играет, сделайте баунсинг. 

Шаг за шагом: программирование скримера в стиле Skrillex

1.Здесь мы будем использовать синтезатор Native Instruments FM8 (поскольку FM8 – один из основных инструментов этого музыканта). Итак, откройте страницу Ops и активируйте операторы от C до F. Для операторов D и F выберите волновую форму Sawtooth, установите значение самомодуляции 40 и выходной уровень 100. Теперь, оператор C должен модулировать D, и E должен модулировать F. Глубина модуляции у обоих – 20. 

2.Параметр Ratio операторов C и E установите на 0. Значение Offset для C поставьте 1Hz, для E поставьте 2Hz. Теперь, установите значение Ratio оператора D на 0.500 (выразится в понижении тона на октаву). На странице Master установите значения Polyphony и Unison Voices на 16.

3.В секции Unison установите Detune до конца вниз, и Pan до конца вверх. Теперь перейдите на страницу Pitch. В секции Envelope выберите пресет Exp Loop, затем установите регулятор Analog на 90 и регулятор Envelope на максимум. 

4.И, наконец, чтобы получить такую же яростную интенсивность звука, загрузите плагин WaveShaperCM с пресетом Full wave rectifier. Регулятор Pre поверните на максимум. Скорее всего, потом придётся поставить ещё и эквалайзер, чтобы избавится от безумного наращивания энергии с обоих краёв частотного спектра. 

Сохраняйте поток
Даже в самый припопсованный трек можно внести элемент нервозности, если использовать большое разнообразие звуковых текстур для лидов, пэдов и баса. Что уж говорить о более жёстких композициях, где, зачастую, звуковые изменения происходят с неимоверной частотой на протяжении всего трека. И, главная проблема здесь состоит в том, чтобы найти такой способ сделать радикальные звуковые вариации, при котором не будет разрушаться естественный музыкальный поток.

Прослушивание композиции с большим количеством резких переключений между различными звуками может стать довольно утомительным занятием. Таким образом, ставьте себя на место своих потенциальных слушателей и пытайтесь создавать вещи, которые не только разнообразны и непредсказуемы, но и приятны для слуха.

Чем неустойчивее звуковые вариации в треке, тем больше требуется учитывать их положение в контексте общего грува. Не сосредотачивайтесь на маленьких зацикленных секциях, иначе потеряете из виду общую картину. Только терпение и опыт смогут помочь Вам, если дело дойдёт до создания подобных звуковых причудливостей, которых ещё и интересно слушать.

>Пополам или вдвойне?
По сравнению с остальной танцевально музыкой, дабстеп уникален тем, что его ритм играет вполовину медленнее, чем всё остальное. По сути дела, это перевёрнутый вариант концепции, характерной для джангла 90-х, где барабаны играли с темпом 160, а многие другие элементы – с темпом 80 ударов в минуту. Когда Вы воплощаете свои идеи, не бойтесь удваивать скорость партий, и когда они уже оформлены, пробуйте замедлять их. Изменение темпа может дать новую перспективу, зачастую совершенно отличающуюся от того, что было задумано изначально.

Некоторые советы начинающим продюсерам

>Не стоит биться головой об стену, пытаясь придумать музыкальные идеи. Дух дабстепа, по большей части – настроение и текстура, поэтому Вы можете черпать вдохновение в используемых звуках. Какие ноты звучат лучше всего? Что будет, если автоматизировать те или иные параметры? Найдите звуки, которые наиболее интересно играют в данном синтезаторе и позвольте их естественным качествам привести Вас к долгожданной цели.

>Если, на каком-то этапе создания композиции Вы исчерпали все идеи и застряли, не в силах придумать чего-либо достойного, не спешите разочаровываться в треке и сжигать его в камине. На некоторое время разрешите себе быть менее требовательным. Даже если Ваша первоначальная идея скучна или не особо оригинальна, она может стать фундаментом для чего-то другого. Собственно говоря, жёсткие диски сейчас имеют гигантские размеры, а проекты занимают не так уж и много места.

>Грязные скрежещущие басы требуют большого количества энергии в низкой середине, иначе они не будут звучать достаточно плотно и жирно. Однако, старайтесь не слишком усердствовать с эквалайзером, повышая их здесь. Вместо этого, лучше немного понизьте диапазон 300 – 500 Гц на всех звуках, играющих одновременно с басом. Общая ошибка – это тотальная обработка всего и вся HP-фильтрами, что может быстро привести к тонкому и бессвязному звучанию всего микса.

>Некоторые люди считают, что классические аналоговые звуки уже набили оскомину, и что более интересные тембра можно создавать на основе цифровых спектральных форм, имеющихся в бесчисленных виртуальных синтезаторах (включая всеми любимые Cakewalk Z3TA+, Native Instruments Massive и LinPlug Albino). Изучайте эти невероятно мощные инструменты, и да прибудет с Вами сила!

>Человеческому слуху не нравятся монотонные, статичные звуки. Зато он с благодарностью принимает звуки, в которых постоянно происходят какие-то изменения – пусть даже на совершенно микроскопическом уровне. Именно поэтому многим людям так нравится звучание аналоговых синтезаторов. Однако, если Вы запрограммируете тонкие вариации параметров фильтров, генераторов, LFO и так далее, то сможете получить не менее, а может и более впечатляющие результаты. Учитесь пользоваться той гибкостью и функционалом, что предоставляют Вам виртуальные инструменты.

>Существует масса способов создать наращивание энергии в своём треке. Вы можете использовать драм-ролл как в hard dance, увеличивать уровень реверберации как в progressive house, вводить uplift-эффекты, фильтрованный белый шум или реверсированные звуки с гигантским количеством эха. Только удостоверьтесь, что за кульминацией следует разрядка и старайтесь не использовать один и тот же способ повсеместно.

>Не все дабстеп-продюсеры используют такой структурный элемент аранжировки, как брейкдаун, хотя это очень полезный инструмент при создании композиций во многих танцевальных стилях. Помните это, хотя и не стоит считать, что брейкдаун нужен везде. Вместо этого, к примеру, подумайте о том, как нарастить и сбросить энергию, но при этом не прервать ритм. Или, подумайте о том, как поместить его в каком-нибудь неожиданном месте.

>Определяя продолжительность трека, лучше придерживаться великой мудрости, которая гласит, что лучше меньше – но лучше. Хотя, Ваше творение должно быть достаточной длины, чтобы успеть раскрыть идею и не надоесть. Обычная продолжительность – 4 минуты (с учётом того места, что требуется ди-джею для микширования с другими треками). Тем не менее, удостоверьтесь, что у Вас есть что сказать за это время. Если трек растягивается на шесть, семь или восемь минут, то должна быть хорошая музыкальная причина, оправдывающая это.

>Сравнивайте и смешивайте разные идеи. К примеру, у Вас может пылиться на жёстком диске несколько незаконченных композиций, с которых можно взять всё самое лучшее, объединить вместе и сделать хитовый трек. Слушайте музыку во всевозможных стилях и пытайтесь воплотить свои впечатления в форме дабстепа.

>Нет ничего зазорного в том, чтобы следовать за трендами, однако, не стоит ограничивать свой потенциал сиюминутными потребностями толпы. Конечно, когда Вы в струе – это круто, однако, если Вы чувствуете какой-то особый путь, не стесняйтесь пробовать. Только дурак пытается понравиться всем. Доверьтесь своим инстинктам и сделайте свой вклад в эту сцену. Зачастую, именно так и начинаются новые тренды.

>Не будет лишним овладеть некоторыми диджейскими навыками. Это полезно по нескольким причинам. Во-первых, так будет легче проверить, как звучит Ваша композиция по сравнению с чужими треками. Во-вторых, Вы сможете поставить себя на место ди-джея и посмотреть, как вливается Ваша вещь в сет. Если её трудно смикшировать с другими треками, то, скорее всего, играть её будут намного реже.

Проверка миксдауна

Миксдаун сразу покажет, кто тут ещё безусый юнец, а кто настоящий мужчина. Итак, Вы сбалансировали все партии и наконец-то закончили настраивать эффекты, но как узнать, что работа действительно закончена? Ясно, что нужно провести какие-то тесты.

Первое, что надо сделать – это сравнить свой трек с самым лучшим референсным материалом. В идеале, во время сведения надо делать регулярные перерывы и сравнивать работу с образцами. Это будет своего рода непрерывный калибровочный процесс, что поможет не потерять перспективу и удержать поставленную цель.

Слушайте свой микс (вместе с референсными треками) на всевозможных акустических системах и в разных условиях. Делайте детальные записи по поводу любых нюансов, требующих дополнительного рассмотрения. Не забудьте включить наушники в процесс тестирования. Слушайте тщательно и будьте беспощадны к своей работе. Если хотите расти, то Вашему эго придётся немного потерпеть.

Вы можете увеличить эффективность тестирования, преднамеренно окрашивая и искажая звучание. Попробуйте обработать свой микс и образцы HP-фильтром и сравнить их, что вынудит переместить центр своего внимания на другие вещи. Пробуйте удваивать высоту/скорость, чтобы получить новую перспективу относительно того, что происходит в басу. Послушайте, как звучит микс при клиппинге или когда он затоплен в реверберации. Можно узнать много интересного.

Рекомендуем к прочтению:
Пит Дженкинс: Основы дабстепа
Skrillex

Опубликовано в журнале Computer Music

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org


Загрузка беседы