Майк Сеньор: Компрессия – это просто

Компрессия – это просто
Снимаем завесу тайны со средств управления компрессией

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в сентябре 2009 года

Нахождение правильных параметров компрессии может стать ключом к плотному и современно звучащему миксу. Мы объясним, для чего разработаны те или иные средства управления, и как они влияют на итоговое звучание.

Майк Сеньор

Немногие вещи смущают владельцев домашних студий настолько, как вопросы компрессии. В первую очередь это связано с тем, что зачастую результат обработки звука компрессором едва различим на слух – особенно для начинающих. Легко найти абстрактные ответы по поводу того, что делают те или иные параметры. Но намного труднее ответить на другие, более критические (и менее материальные) вопросы. Когда требуется компрессия? Какой вид? Сколько компрессии достаточно, а сколько – слишком много? Какими должны быть атака и восстановление? Эта статья должна оказать Вам помощь при поиске ответов на эти вопросы. Вместо того, чтобы начать повествование с рассмотрения внутреннего устройства разных компрессоров, мы начнём с небольшого количества распространённых трудностей, возникающих в процессе сведения. И я покажу, как базовые средства управления помогают преодолеть их.

Динамический диапазон

Одна из самых больших проблем, стоящих перед микс-инженером – это нахождение правильного баланса. На первый взгляд, задача вполне проста: Вы регулируете канальные фейдеры, пока не услышите всё в правильной пропорции. Однако, в большинстве музыкальных стилей возможности для выстраивания правильного статического баланса крайне мизерны. Можно сказать, что все основные направления современной музыки – за исключением классики и некоторых джазовых течений – напрямую связаны с компрессией.

Для примера можно взять вокальный трек, в котором некоторые слова спеты слишком тихо. Если Вы установите фейдер так, чтобы большая часть вокала была безупречно уложена в миксе, то более тихие слова начнут теряться на общем фоне. Если Вы поднимите фейдер, чтобы усилить слышимость этих тихих слов, то остальная часть вокала станет громкой до невозможности. Никакое статическое положение фейдера не даст хороший баланс, потому что различие между самыми тихими и самыми громкими звуками («динамический диапазон») слишком велико.

Компрессоры исправляют это, уменьшая динамический диапазон звука: компрессия уменьшает различие между тихими и громкими словами, и облегчает процесс нахождения работоспособного статического уровня. Компрессор приглушает («сжимает») более громкие сигналы так, чтобы они были ближе к тихим сигналам. От Вас требуется только определить тот уровень, выше которого сигнал будет считаться слишком громким. Каждый компрессор имеет средства контроля за этим, но они могут быть реализованы по-разному…

Compression, Peak Reduction, Threshold, Input Gain


Эти плагины показывают три вида базовых наборов средств управления в различных компрессорах (как виртуальных, так и аппаратных). Antress Painkiller предлагает такой же подход, как и в известном аппаратном компрессоре Teletronix LA2A: поднимая регулятор Peak-reduction, Вы увеличиваете количество компрессии. Waves Renaissance Compressor предлагает подход, реализованный в компрессорах из консолей SSL: количество компрессии увеличивается при понижении порога. Cubase Vintage Compressor использует такой же подход, как и в знаменитом UREI 1176: имеется фиксированный порог компрессии, и чтобы увеличить степень сжатия, требуется поднять уровень входного сигнала. Каждый из компрессоров имеет средства регулировки уровня выходного сигнала, что позволяет компенсировать неизбежные изменения громкости, вызванные процессом компрессии.

Самый простой подход – это наличие только одного контроллера: чем больше Вы накручиваете его, тем сильнее компрессор сжимает поступающий сигнал. При минимальных настройках сигнал остаётся практически незатронутым; при умеренных настройках – уменьшаются только пики; и при максимальных – компрессируется всё, кроме самых тихих и мягких звуков. Этот регулятор иногда называют «Compression» (как в устройствах JoeMeek и Focusrite Platinum, или плагине Digital Fishphones Blockfish). А вот в легендарном Teletronix LA2A этот контроллер называется «Peak Reduction» (снижение или сокращение пиков). Этот термин может быть найден и в других аппаратных или программных процессорах (например, Tin Brooke Tales TLS 3127 LEA). Оба термина имеют одинаковый смысл, потому что Вы получаете больше компрессии (сильнее уменьшаете пиковые уровни), если всё дальше и дальше поворачиваете регулятор.

Более распространённый подход, используемый во многих компрессорах – это управление порогом. Чем ниже порог, тем больше компрессии. Порог (Threshold) – это уровень, выше которого компрессор считает сигнал слишком громким. При максимально высоком пороге лишь немногие сигналы могут считаться слишком громкими, что даёт очень нежную и тонкую компрессию. Если установить минимальный порог, то почти все сигналы будут считаться слишком громкими. Следовательно, будет уменьшен уровень всех звуков (за исключением самых тихих).

И ещё один подход используется в компрессоре Urei 1176LN и всех остальных устройствах и плагинах, сделанных по его мотивам. Один из них – плагин Cubase Vintage Compressor. У него имеется фиксированный уровень сигнала, выше которого начинается компрессия. Единственный способ настроить количество сжатия состоит в том, чтобы приспособить входной уровень при помощи соответствующего регулятора. Чем выше Вы поднимаете этот контроллер, тем больше сигнал превышает этот порог, и тем больше Вы получаете компрессии.

Если Вы посчитаете, что регулятор входного уровня (Input Gain) действует точно так же, как и регуляторы Compression и Peak Reduction, то будете не правы. Да, они все влияют на количество компрессии. Решающее различие заключается в следующем: когда компрессор управляется при помощи таких параметров, как Compression/Peak Reduction (или Threshold), то обработанный звук обычно уменьшаться в уровне. А вот увеличивая уровень входного сигнала, Вы заодно повышаете и уровень обработанного. Зачастую, это даёт ощущение, что обработка улучшает звучание, даже если количество компрессии не является соответствующим.

Компенсация изменений в общем уровне обработанного сигнала

Независимо от того, какой компрессор будет использоваться, Вы практически всегда сможете заметить, что в результате сжатия динамического диапазона изменяется общий уровень обработанного сигнала. Вы  могли бы использовать канальный фейдер в микшере, чтобы компенсировать это, но поскольку компрессоры могут вызывать очень большие изменения уровня, то такой подход – не самое лучшее решение. Таким образом, практически все компрессоры имеют контроллер для компенсации выходного уровня, называемый Output Gain или Make-up Gain (или просто Gain, или Make-up). Независимо от того, как он называется, этот регулятор позволяет подстроить сжатый сигнал к уровню оригинального необработанного сигнала.

Как я уже говорил, имеются некоторые «однокнопочные» модели (в стиле 1176LN), снабжённые только регулятором для управления компрессией. В таких устройствах зачастую имеется функция автоматической компенсации, которая поддерживает последовательный субъективный уровень независимо от того, какое количество компрессии Вы используете. Это реально упрощает управление компрессором, но такие устройства почти всегда заставляют обработанный звук казаться громче, чем необработанный. Это может поощрить неопытных пользователей накрутить больше компрессии, чем это в действительности требуется.

Балансирование, «multing» и выбор компрессора

А теперь, позвольте мне повториться: в первую очередь концентрируйтесь на балансе треков в Вашем миксе. Если все дорожки и так сложились с прекрасным балансом, то никто не арестует Вас за то, что Вы оставили их в покое! Для начала, Вы должны выяснить, действительно ли Вы не можете найти подходящее положение для фейдера (звук исчезает в некоторых местах, или некоторые секции играют слишком громко). Возможно, именно здесь Вам и потребуется компрессия. Но прежде всего посмотрите, возможно ли решить проблемы с уровнем, если разделить оригинальную звуковую дорожку на несколько отдельных треков и каждый из них сбалансировать по-своему. Это очень распространённая техника, часто называемая «multing» (Не знаю, как этот метод называется по-русски, поэтому дальше буду писать «мультинг» - да простят меня знатоки терминологии). Её очень легко осуществить в DAW. Используя этот метод, новички смогут избежать множества ошибок, связанных с компрессией. В некоторых случаях Вы найдёте, что этот метод сам по себе позволит  найти работоспособный баланс и вообще не применять компрессию. 

Здесь Вы видите вокальную дорожку, разделённую на три трека. Это позволяет учесть обработку и уровни для различных секций песни. В некоторых случаях, мультинг позволяет вообще отказаться от компрессии. Но если избежать её и не удаётся, этот метод позволяет улучшить результаты компрессии, потому что Вы сможете приспособить обработку каждого такого трека в зависимости от контекста конкретной секции песни.

Мультинг может решить много проблем, но задача резко усложняется, если Вы пытаетесь применять его для разрешения большого количества краткосрочных неполадок с балансом (много отдельных слов или нот, выбивающихся из общего уровня). Таким образом, автоматическая обработка, предоставляемая компрессором, может стать прекрасным дополнением к мультингу. Например, Вы можете взять гитарную партию и вынести соло на отдельный трек, чтобы дать ему больший уровень. А компрессор использовать для того, чтобы прижать некоторые самые громкие ноты. Таким образом, сначала попытайтесь добиться баланса при помощи мультинга, но если компрессия лучше удовлетворяет исполнению, то не бойтесь подключать и её.

А какой компрессор лучше всего использовать? Я считаю (хотя некоторые люди могут проклясть меня за это), что на данном этапе есть намного более важные вещи, чем заморочки с выбором конкретной модели компрессора. Вы можете использовать любой попавший Вам в руки, но не забывайте, что я рассказывал про «однокнопочные» компрессоры. Кроме того, желательно использовать такие модели, в которых имеется измеритель подавления (Gain-reduction). Обычно он выполнен в виде стрелочного или светодиодного индикатора. У некоторых компрессоров имеется комбинированный индикатор, который может переключаться между режимами показа входного уровня, выходного уровня и уровня подавления (как в Softube Tube-Tech CL 1B). Этот измеритель поможет Вам увидеть, когда компрессор понижает уровень сигнала и каково количество этого понижения.

Начинаем микшировать с компрессией

Теперь вставьте свой компрессор в рассматриваемый канал и выберите пресет (если они имеются), название которого больше всего соответствует тому, что Вы собрались делать. Для начала, накрутите довольно большое количество сжатия, используя регулятор Threshold (порог). Пусть измеритель подавления показывает на пиках около 6dB компрессии. Как только это настроено, используйте регулятор Make-up Gain, чтобы компенсировать любые изменения уровня, возникшие в процессе компрессии. (Здесь я обращаюсь к таким средствам управления, как Threshold и Make-up Gain, но те же самые принципы применяются и в отношении компрессоров, использующих два других подхода).

Теперь самое время снова вернуться к главному вопросу: возможно ли теперь найти оптимальное положение канального фейдера, предоставляющее правильный баланс? Понятно, что если такая компрессия решает проблему баланса, то работа сделана. Но с другой стороны, ничто не мешает Вам немного поднять порог и посмотреть, как работает её меньшее количество. Использование слишком навязчивой компрессии во многих треках является распространённой ошибкой, которая постепенно может высосать жизнь из Вашего микса. Так что, будьте осторожны.

Теперь далее. Если проблемы с балансом до сих пор не разрешились, попытайтесь ещё больше опустить порог и проверьте, облегчает ли это нахождение правильного положения фейдера. Не стесняйтесь использовать экстремальные настройки, даже если в данный момент они дают довольно неестественное звучание: продолжайте концентрироваться на балансе и на том, может ли компрессия предоставить хороший статический уровень фейдера. 

Эти три компрессора (Digital Fishphones Blockfish, Tin Brooke Tales TLS 2095 LA и TLS 3127 LEA), даже при одинаковом количестве компрессии имеют совершенно разное звучание.

Но с другой стороны, такая тяжёлая компрессия часто портит исходное звучание инструмента. Зачастую, это убивает всю динамику исполнения или неприятно изменяет тональность. Поэтому, одной из самых полезных функций компрессора является режим bypass, который позволяет вам сравнить обработанный и «чистый» сигналы. После того, как Вы сбалансировали входной и выходной уровни вашего сигнала – а это действительно необходимо, так как чем громче звук, тем более плотным и объёмным он кажется – переключаясь в режим bypass и обратно, Вы можете судить о соответствии настроек задуманному Вами эффекту. Так что же делать, если компрессия не соответствует замыслу? Для начала, попытайтесь использовать другой компрессор или пресет. Различные модели могут совершенно по-разному отвечать на одинаковые параметры настройки. Испытайте несколько штук и выберите тот, который работает лучше всего. После некоторых опытов Вы сможете построить список личных фаворитов для различных инструментов.

Когда компрессия не работает

В процессе микширования часто возникают ситуации, когда компрессия не предоставляет возможность найти правильное положение фейдера для того или иного трека. Причём это не зависит от того, какой компрессор и с какими настройками Вы используете. Столкнувшись с такой проблемой, многие неопытные звукоинженеры опускают руки и соглашаются на компромисс между неустойчивым балансом и побочными эффектами обработки. Это крайне неверное решение. Вы должны понять, что нахождение правильного баланса зависит не только от компрессии. Таким образом, перестаньте насиловать звук (и компрессор в том числе), и поищите альтернативные варианты обработки.

Статья о компрессии является не самым лучшим местом для того, чтобы углубляться во все другие процессы, используемые при миксдауне. Но я приведу один пример, чтобы продемонстрировать, о чём говорю. Предположим, у Вас есть басовая запись с большим количеством очень низких частот. И в большинстве миксов Вам будет очень трудно добиться хорошей среднечастотной слышимости этого инструмента без того, чтобы одновременно  не затопить в низах всё остальное. Вы вряд ли решите проблему, если даже очень сильно сожмёте звук, поскольку обычная компрессия не может существенно изменить спектральный баланс инструмента. Таким образом, лучше всего сначала обратиться к эквализации. Если в результате этой обработки Вам будет легче найти правильное положение фейдера для басовой партии, то это значит, что Вы всё делаете правильно. Зачастую Вы сможете обнаружить, что после эквализации вообще пропадает надобность в какой-либо компрессии.

Чтобы получить устойчивый и сбалансированный вокальный звук, одной компрессии обычно недостаточно. Таким образом, вместо того, чтобы пытаться использовать очень жёсткое сжатие, постарайтесь добиться окончательного баланса при помощи разумной и осторожной автоматизации уровня. Здесь Вы можете увидеть довольно типичную автоматизацию для вокальной фразы. (Эта фраза включена в набор файлов-примеров, сопровождающих статью).

Другой распространённый случай, когда компрессия не может обеспечить полное решение всех проблем с балансом, возникает при обработке таких критических треков, как ведущие вокалы. Коммерческие миксы требуют безупречной слышимости лирики, но компрессор, независимо от того, насколько он мастерски настроен, просто недостаточно интеллектуальный инструмент, чтобы удержать вокал на предназначенном для него почётном месте в миксе. Если Вы попытаетесь удержать хорошую слышимость вокала только лишь при помощи компрессии, то рискуете получить слишком пережатый «сверхобработанный» звук. Таким образом, лучшая тактика – это держать сжатие в рамках музыкально звучащих результатов, а тонкую подстройку баланса осуществлять вручную, перемещая вокальный фейдер в процессе развития микса. У всех DAW имеется развитая система автоматизации, позволяющая записать и тщательно отредактировать все движения фейдеров.

Прежде чем углубляться дальше, давайте кратко резюмируем то, что мы уже рассмотрели.

- Во-первых, концентрируйтесь на балансе. Определитесь, все ли элементы микса слышны как положено.
- Если не получается найти статическое положение для фейдера, обратитесь к мультингу и/или компрессии, чтобы попытаться исправить это.
- Когда компрессия действительно решает проблему с балансом, задайте себе второй вопрос: а нравится ли мне субъективный звук этой обработки? В противном случае, попробуйте использовать другие настройки или компрессоры.
- Если до сих пор не получается найти работоспособное статическое положение фейдера, Вы должны обратиться к другим видам обработки или к средствам автоматизации.

Остальные средства управления

Итак, почему мы нуждаемся в дополнительных средствах управления компрессией? Если Вы уже воспользовались возможностью и испытали различные компрессоры и пресеты на одном и том же звуке, то скорее всего заметили, что некоторые из них более эффективнее выравнивают уровни рассматриваемого инструмента, чем другие. А всё дело в дополнительных углублённых средствах управления. Они позволяют воздействовать на более тонкие аспекты компрессии. Если Вы научитесь сами настраивать эти параметры, то сможете заставить компрессор лучше соответствовать особенностям динамического диапазона того или иного источника, и как следствие, более эффективно добиваться правильного баланса.

Хотя с технической точки зрения работа компрессора заключается в уменьшении уровня слишком громких сигналов, они также могут значительно изменять тон обработанного звука. Причём, такие изменения могут возникать даже при очень небольшой компрессии. Так, если Вам нравится общий тон компрессора, но Вы не можете найти подходящий для данного трека пресет, не стесняйтесь самостоятельно покрутить некоторые ручки и подстроить компрессор под конкретный источник. И как только Вы получите некоторый практический опыт по настройке и использованию этих дополнительных параметров, то скоро поймёте, что намного быстрее и проще настраивать всё самому без каких-либо фабричных пресетов.

Чтобы увидеть, как работает контроль отношения (ratio), давайте возьмём для примера басовый слэп. Оригинальная волновая форма изображена вверху. Слэповая нота создала большой пик посредине остальной, достаточно устойчивой по уровню линии. Если установить порог выше пиков обычных нот, то это позволит сжать только лишь слэповые ноты, и не затронуть всё остальное. Но если при этом настроить обычное умеренное отношение (как на среднем рисунке), то Вы не сможете полноценно их удержать. Таким образом, нужно увеличить отношение (нижний рисунок), чтобы компрессор более жёстко давил «нахальные» слэповые пики и препятствовал им выпрыгивать из микса.

Давайте теперь постепенно продвигаться в сторону более продвинутых средств управления, и посмотрим, как эти средства могут использоваться для настройки компрессора под конкретные задачи. В качестве первого примера давайте рассмотрим басовую партию, содержащую слэповые ноты. Эта партия хорошо сыграна и имеет хорошую динамику. Она находится в прекрасном балансе с остальными треками, за исключением того, что некоторые слэповые ноты реально выпрыгивают из микса. Чтобы быть в шоколаде, нужно придавить только лишь эти спорадические пики – но это надо сделать довольно жёстко, чтобы слэп соответствовал по уровню остальным басовым нотам.

В зависимости от настроек, компрессоры в той или иной степени уменьшают уровень сигнала, превышающего их порог. Таким образом, Вы можете установить этот порог выше уровня большинства басовых нот. Это заставит компрессор срабатывать только на высокоэнергичных слэповых нотах.

В отличие от примера со слэпом, многим другим инструментам, у которых имеется хорошая музыкальная динамика, но слишком широкий динамический диапазон, лучше подходят более низкие отношения компрессии. На верхнем рисунке Вы видите типичную волновую форму такого инструмента. Посередине изображен этот же звук, обработанный компрессором с низким отношением. Он мягко сжимает динамический диапазон и поддерживает инструмент в балансе с остальными треками. Однако, если отношение установлено слишком высоким (нижний рисунок), то компрессия задавит всю динамику исполнения, и приведёт к плоскому и немузыкальному звучанию.

А теперь представьте себе партию электрической гитары, где нет никаких драматических пиков, но где общий динамический диапазон всё ещё препятствует нахождению статического уровня фейдера. Таким образом, желательно, чтобы компрессор более мягко обрабатывал «запороговые» сигналы. Это позволит установить порог так, чтобы он был чуть выше самых мягких нот. Такие настройки тонко сожмут общий динамический диапазон до более управляемого размера.

Отношение (Ratio)

Этот параметр (иногда называемый Slope – Наклон) позволяет указать компрессору, насколько жёстко следует сжимать сигнал, превышающий пороговый уровень. Проще говоря, он отвечает за разницу между входным и выходным уровнями сигнала. При низком отношении (например 1.5:1), проскочившие сигналы будут «вежливо» отталкиваться назад к порогу. При высоком отношении (например 12:1), эти сигналы уже будут отогнаны со всей суровостью. При самых экстремальных параметрах (некоторые компрессоры предлагают отношение бесконечность:1), сигнал вообще не сможет пересечь порог. Так, если взять наш пример с бас-гитарой, где техника игры может варьироваться между игрой пальцами и агрессивным слэпом, то из-за весьма широкого динамического диапазона, Вам, скорее всего, придётся установить глубину компрессии (отношение) в районе 10:1. Для других инструментов, не имеющих такой экстремальной динамики, подойдут более низкие значения отношения (приблизительно 3:1), которые решат проблемы с балансом более естественно звучащим образом.

Когда я говорю об отношении 3:1, у Вас может возникнуть вопрос по поводу того, что же фактически означает это число. Всё очень просто. Например, если вы задаёте отношение равное 3:1, то от первоначального сигнала величиной 3dB, лежащего выше порогового значения, останется только 1dB. Допустим, сигнал превышает порог на 6dB. Тогда, при глубине компрессии равной 3:1, компрессор ослабит этот сигнал в три раза, и в результате, на выход поступят остаточные 2dB. Я мог бы нарисовать здесь какие-нибудь красивые графики, но считаю, что от этого будет мало практической пользы. Некоторые модели не имеют маркировки на регуляторе отношения, и различные компрессоры могут совершенно по-разному реагировать при одном и том же значении Ratio. Более практичный и интуитивный подход – это наблюдать за измерителем подавления, который покажет Вам, как отвечает компрессор на Ваши манипуляции с параметрами Threshold и Ratio (Порог и Отношение).

Но вернёмся опять к нашему басу. Как уже было сказано, из-за особенностей исполнения этот инструмент может обладать чрезвычайно широким динамическим диапазоном. Поэтому, установите довольно высокое отношение и попытайтесь настроить порог так, чтобы компрессор «душил» только слэповые пики. Послушайте результат в общем контексте. Решает ли компрессия проблему с балансом? Если слэповые ноты всё ещё выпрыгивают из микса, то установите более высокое отношение. Это заставит компрессор ещё жёстче давить пики.

А вот с вышеописанной партией электрогитары следует обращаться помягче. Для начала, установите довольно низкое отношение (возможно 2:1) и настройте порог так, чтобы подавление происходило везде, кроме самых тихих нот. Настроив этот параметр, снова обратитесь к отношению и подстройте его немного, чтобы добиться правильного статического положения канального фейдера. Если некоторые тихие ноты всё ещё теряются на общем фоне – увеличьте Ratio, чтобы ещё больше уменьшить динамический диапазон. А почему бы сразу не накрутить его на максимум? Опасность этого состоит в том, что установив чрезмерно высокое отношение, Вы рискуете задавить всю естественную динамику исполнения, и получить плоское и безжизненное звучание инструмента.

В этом пункте нашего повествования у Вас может возникнуть вполне резонный вопрос: а что делать, если вышеописанная басовая партия нуждается не только в жёстком контроле за слэповыми нотами, но и в более мягком ограничении общего динамического диапазона? Ответ в следующем: используйте несколько компрессоров, включённых последовательно друг за другом. Это очень распространено в студийной практике и позволяет посвятить каждый из компрессоров для решения своей задачи. А каков порядок подключения этих компрессоров? Ответ не столь очевиден и зависит от конкретного источника. Лучшее решение – это попробовать все варианты и выбрать тот, который предоставляет лучший баланс.

Атака и Восстановление (Attack & Release)

До этого момента мы рассматривали самые лёгкие для понимания средства управления. Но когда дело доходит до таких параметров, как время атаки и восстановления, многие новички приходят в некоторое замешательство. Так давайте исследуем практическое применение этих средств управления.

Скажем, Вы микшируете песню, в которой присутствует сыгранная боем партия акустической гитары. Она имеет хороший естественный сустейн, который прекрасно работает во время запевов. Но Вы замечаете, что когда дело доходит до припевов, гитарист начинает сильнее бить по струнам и Вам приходится понижать фейдер на этом треке. «Хо-хо, похоже на работёнку для Капитана Компрессора!» - кричите Вы. Но добавив обработку, Вы можете заметить некоторые странные вещи: вместо того, чтобы сгладить различие между секциями песни, компрессор начинает выравнивать более короткие перепады уровня, происходящие между транзиентами атаки и сустейном каждого удара. Подобное вмешательство вполне может уложить инструмент в микс, но за это Вам придётся заплатить непомерную цену: либо каждый удар будет очень смягчён, либо в начале будет слишком резкий щелчок, либо будет неестественно подчёркнут сустейн инструмента.

Средства управления атакой и восстановлением компрессора предоставляют лекарство от этой болезни. Оба этих параметра определяют, насколько быстро подавление будет реагировать на изменения в уровне входного сигнала. Время атаки (Attack Time) показывает, как быстро включится подавление при пересечении входным сигналом порогового уровня. Время восстановления (Release Time) показывает, сколько времени потребуется компрессору на то, чтобы вернуть сигнал в исходное, необработанное состояние. Таким образом, после того как истечёт время восстановления, компрессор перестанет воздействовать на сигнал. Причина того, что в нашем примере компрессор не выполняет возложенную на него обязанность, заключается в том, что он слишком быстро реагирует на изменения в уровне сигнала. Другими словами, времена его атаки и восстановления слишком малы. Увеличьте их, и компрессор будет реагировать медленнее. В контексте нашего примера это более эффективно разрешит проблему с балансом, поскольку он будет отслеживать долгосрочные изменения уровня (как между запевом и припевом), а не краткосрочные (между индивидуальными ударами по струнам и послезвучиями).

Если Вы посмотрите на цифры, написанные под регуляторами, то заметите, что время обычно выражается в миллисекундах. Хотя, часто можно найти значения, выраженные в микросекундах и секундах. Однако, как и в случае с параметром Ratio, я не рекомендовал бы слишком одержимо заботиться о точных числах. По большей части, все эти цифры – это довольно приблизительное отображение того, как компрессор в реальности отрабатывает эти параметры. Разные производители компрессоров измеряют время атаки по-разному. Одни разработчики берут за время атаки тот промежуток времени, за который срабатывает компрессор после того, как сигнал преодолеет границу порогового значения, другие же считают, что время атаки означает, сколько уйдёт у компрессора времени на то, чтобы ослабить сигнал на 60-90% от максимально возможного значения. Намного лучшая тактика – это настраивать параметры атаки и восстановления на слух, пытаясь найти лучший баланс инструмента с наименьшим количеством побочных немузыкальных эффектов. Измеритель подавления будет Вам хорошим помощником, поскольку он покажет не только, сколько применяется сжатия, но также и то, насколько быстро оно изменяется.

«Коленный» рефлекс

Помимо регуляторов и параметров, которые мы уже описали, во многих компрессорах существуют ещё один параметр, который оказывает значительное влияние на характеристики компрессора и его звучание. Это излом характеристики (knee - колено) компрессии, напрямую связан пороговым значением компрессора. Излом характеристики определяет, насколько быстро и мягко компрессор будет переходить из состояния «бездействия» в режим максимального ослабления после того, как сигнал перейдёт границу порогового значения. Чаще всего, характеристика компрессии в приборе имеет либо «мягкий» (soft knee), либо «крутой» (hard knee) излом, хотя некоторые компрессоры имеют переключатель soft knee/hard knee для разных режимов компрессии.

При характеристике с «крутым» изломом, сигнал подвергается максимальной компрессии непосредственно после того, как он минует границу порога. Такой режим пригоден для «лимитирования» пиков и для «очищения» голоса (de-essing), поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно при высоком уровне компрессии.

Компрессор с «мягким» изломом начинает компрессировать сигнал по мере того, как его уровень приближается к пороговому значению, и постепенно увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога – в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному значению. «Мягкая» компрессия в силу своей «плавности», я бы даже сказал «непринуждённости», делает звук более прозрачным (менее заметным), нежели при «крутом» изломе, и является предпочтительной для большинства инструментов, а также для вокалистов.

Компрессия малого барабана: три различных подхода

Различные времена атаки и восстановления могут совершенно по-разному влиять на волновую форму удара малого барабана. На первом рисунке Вы видите оригинальную волну. Следом за ним изображён результат обработки, направленной на подавление пиков-транзиентов и усиление сустейна инструмента. Используются очень быстрые атака и восстановление. На третьем рисунке используются быстрая атака и более медленное восстановление. Это даёт контроль над общим уровнем инструмента и практически не влияет на характер его звучания. На последнем рисунке показан эффект от медленной атаки. Первичный ударный транзиент усилен относительно тела остального звука. Как и на втором рисунке, это вносит изменения в тональный характер инструмента.

Поскольку Вы можете независимо настраивать время атаки и время восстановления, то это значительно увеличивает Ваши возможности для решения различных проблем с балансом. Но кроме сглаживания «неровностей» записи, у компрессора есть несколько сугубо творческих областей применения. Например, компрессор может радикально изменить огибающую (envelope) вашего звука, наподобие того, как это делают генераторы огибающей в синтезаторах. Давайте теперь рассмотрим другой общий пример – обработку звука малого барабана. Установите очень быструю атаку, и компрессор быстро прореагирует на первичный ударный транзиент, практически мгновенно включив подавление сигнала. Если теперь настроить быстрое восстановление, то компрессор также быстро вернётся в исходное состояние (т.е. отключит подавление). Это произойдёт задолго до того, как закончится звук удара. Таким образом, низкоуровневый хвост (сустейн) не будет сжат. Как следствие, в общем звуке барабана будет уменьшена роль первичных переходных процессов (например, уменьшен щелчок в начале удара).

С другой стороны, если скомбинировать быструю атаку с более медленным восстановлением, то компрессор, в основном, будет возвращаться в исходное состояние уже не во время ударов, а между ними. Таким образом, баланс между переходными процессами и сустейном каждого удара останется практически неизменным. В этом случае, компрессор просто заставит барабан звучать с более устойчивым уровнем. А вот если теперь увеличить время атаки, то Вы сможете заметить, что некоторое количество транзиентов проскакивает через компрессор до того, как включится подавление. Это эффективно увеличивает различие в уровнях между переходными процессами и остальной частью звука. Благодаря такому эффекту, Вы можете значительно усилить щелчок (панч) малого барабана и добавить ему больше агрессии.

Таким образом, благодаря таким параметрам, как атака и восстановление, Вы можете получить от одного компрессора три различных результата: удары с приглаженной атакой; более однородный общий уровень инструмента и удары с более выраженной атакой (щелчком). Разные настройки этих параметров могут существенно повлиять на тональные характеристики исходного сигнала, и это часто приводит начинающего звукоинженера в некоторое смущение. И это одна из причин того, что пресеты с вроде бы подходящими названиями часто не дают нужных результатов: если пресет «Snare» настроен так, чтобы уменьшать ударные транзиенты, то он не поможет Вам, если микс требует более пробивного и агрессивного малого барабана!

Некоторые побочные эффекты

При определённых обстоятельствах и параметрах настройки Вы можете заметить, что компрессор начинает производить нежелательные побочные эффекты. Первая проблема возникает, когда Вы устанавливаете довольно быстрые атаку и восстановление, и компрессор начинает реагировать на индивидуальные циклы (периоды) колебания звуковой волны, а не на полный контур её уровня (огибающую). В этом случае, подавление фактически изменяет форму звуковой волны, приводя к различным искажениям. Их природа будет зависеть от обрабатываемого звука и конкретной модели компрессора. Басовые звуки, с их медленными волновыми формами, являются особенно предрасположенными к этому, но и более тонкие акустические инструменты могут предоставить проблемы, поскольку в их звуке будут слышны даже самые минимальные артефакты искажения.

Другая распространённая проблема, связанная с перкуссионными басовыми звуками (такими, как басовый барабан), заключается в том, что они как бы теряют свой вес, если у компрессора установлена атака в районе  20 - 50 мс (стоит отметить, что степень заметности этого эффекта зависит от комбинации многих параметров). Дело в том, что подавление включается во время первых двух периодов звуковой волны, и это влияет на низкие частоты сильнее, чем на высокие. В результате, тональный баланс звука смещается в сторону более высоких частот. Но, как говориться, «кто предупреждён – тот вооружён», и не составит особой сложности избежать такого казуса. Но, тем не менее, концентрируясь на проблемах баланса, Вы можете случайно упустить это из виду.

В заключение стоит сказать, что работа компрессора зависит от взаимной комбинации всех этих параметров (Ratio, Threshold, Attack, Release). Например, звук удара палочкой по ободу барабана (имеет короткий транзиент и очень небольшой сустейн), может запросто обойти компрессор, если у того настроена медленная атака. Причём, это может произойти даже в том случае, если сигнал намного превышает порог компрессора. Так что, принимайте во внимание это влияние, наблюдайте за индикацией и слушайте конечный результат.

Какие партии нуждаются в компрессии?

Хотя каждый микс требует к себе индивидуальный подход, но некоторые инструменты, скорее всего, будут больше нуждаться в компрессии, чем другие. Вершина этого списка – вокалы, потому что у них очень широкий динамический диапазон, и они главный поставщик мелодии и лирики в большинстве миксов. Таким образом, они должны поддерживать достаточно небольшую динамику. Некоторый контроль вокального уровня требуется даже в «аудиофильских» акустических миксах, и хотя он может быть полностью достигнут при помощи фейдер-автоматизации, компрессия и здесь играет некоторую роль.

Басовые партии также часто обрабатываются компрессором. Как уже было сказано выше, у бас-гитары может быть очень широкий динамический диапазон. Но даже если у конкретной партии имеется вполне приемлемая натуральная динамика, во многих случаях всё равно нужна некоторая лёгкая компрессия. Она важна для управления уровнями низких частот в миксе. Рояль и фортепьяно тоже часто предоставляют проблемы. Причина заключается не только в их широком динамическом диапазоне, но и в том, что сложный и чистый звук этих инструментов легко высвечивает побочные эффекты компрессии.

Некоторые другие инструменты при сведении вообще не нуждаются в компрессии. Например, тяжело искаженные звуки уже будут «разглажены» из-за природы процесса искажения. Поэтому, искажённые гитары часто можно не компрессировать (сжатие может вытравить из них последние остатки музыкальной динамики). Синтезаторные звуки можно скомпрессировать непосредственно в источнике (многие синтезаторы имеют встроенные компрессоры).

Эквалайзер и компрессор: что ставить первым?

Если при обработке инструмента используется цепочка из нескольких процессоров, Вы можете задаться вопросом, где же в этой цепи поместить компрессор. Эквализация изменяет уровни сигнала в определённом частотном диапазоне, и как следствие, если установить эквалайзер перед компрессором, это окажет воздействие на работу компрессора. Естественно, если эквалайзер стоит после компрессора, то никакого влияния на его работу не будет. Если Вам нравится, как работает компрессор, то поставьте эквалайзер после него. Но если находите, что некоторые частоты мешают достичь нужного сжатия, то имеет смысл поставить эквалайзер перед компрессором. Например, низкочастотные удары, грохот и поппинг в вокальном сигнале могут заставить компрессор выдавать неадекватные результаты. Поставив эквалайзер в начало цепи, Вы сможете очистить сигнал от всей низкочастотной грязи и поможете компрессору сделать свою работу. Таким же самым образом можно заняться хаотическими низкочастотными резонансами от акустических гитар или басовых (гитарных) кабинетов.

Звуковые примеры

Трудно читать о компрессии, не слыша, что же она делает в действительности.
По адресу www.soundonsound.com/sos/sep09/articles/compressioneasyaudio.htm находятся звуковые примеры к этой статье. Все файлы снабжены детальным пояснением того, что они демонстрируют.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в сентябре 2009 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org


Загрузка беседы