Мэтт Хаутон и Джеймс Данкли: Триггеринг, замена и укрепление барабанов

Опубликовано в журнале Sound on Sound в марте – апреле 2011 года

Мэтт Хаутон и Джеймс Данкли

Изменение тембра уже записанных барабанов – это одно из самых эффектных изменений, которое Вы можете сделать в процессе сведения. На протяжении многих лет, в качестве основного инструментария использовались эквалайзеры и динамические процессоры (компрессоры, гейты, экспандеры, транзиент-шейперы). Однако, в нынешнее время, звукоинженеры всё чаще используют различные способы триггеринга сэмплов, при помощи которых они улучшают или даже полностью заменяют звучание исходных барабанных треков. Так зачем же люди обращаются к столь радикальной методике?

Причин этому может быть масса. К примеру, Вы не присутствуете при записи и никак не контролируете, что там происходит. Вам просто дают материал, из которого Вы должны сделать максимально качественный продукт. Тем не менее, даже если Вы контролируете сессию, не всегда имеется возможность записать всё абсолютно безупречно. К примеру, барабанщик отыграл великолепно, но кое-где могут присутствовать досадные оплошности, портящие всю картину (не вовремя сыгранные удары, неустойчивый тембр). Или, возможно, Вам приходится работать с живой записью, сделанной в клубе, на стадионе или концертном зале. Здесь будут и шум толпы, и взаимные помехи от различных инструментов, и прочие звуки, совершенно не нужные на записи. Фактически, замена барабанов сейчас очень широко применяется при сведении живых записей: Вы удивитесь, если услышите названия некоторых групп, чьи концертные DVD создавались с применением этой технологии.

То, как она используется, зависит от жанра. Как правило, в таких стилях, как инди или соул, значительная часть общего чувства прибывает из тонких нюансов игры барабанщика. Конечно, Вы можете использовать замену/укрепление и здесь, но результат должен быть более естественным, менее навязчивым и сохраняющим большую часть исходной динамики исполнения, нежели в более жёстких стилях.

Тем не менее, замена – это не только инструмент для исправления ошибок. Триггеринг кардинально важен в современных тяжёлых жанрах, где общее чувство песни зачастую полагается на устойчивый и плотный барабанный ритм. Шестнадцатые, сыгранные на бочке живым барабанщиком в темпе 240 BPM, неизбежно будут иметь смазанную вялую атаку и практически сольются в ровный монотонный гул, но благодаря тотальной замене сэмплами, все удары большого барабана будут отчётливыми и плотными.

Перефразируя слова известного продюсера Энди Снипа (Andy Sneap), можно сказать, что в современном хард-роке и хэви-металле только сэмплы могут помочь барабанам прорезаться сквозь сверхплотную гитарную стену. В качестве примера можно привести альбом «The Formation Of Damnation» (2008) группы Testament, который был спродюсирован Снипом, и где широко использовался триггеринг с полной или частичной заменой барабанов.

Энди Снип утверждает, что замена барабанов стала нормой в современной рок-музыке.

Замена барабанов часто используется не для корректировки, а в качестве творческого, художественного инструмента. В данном случае, очевидность её применения зависит только от личного вкуса и художественного замысла. Хороший пример – это недавний релиз «Addicted To Bass» от группы Sonic Boom 6: хотя вся песня записана с живыми барабанами, к ним была добавлена куча различных сэмплов. Это помогло создать интересное, постоянно изменяющееся в процессе развития песни звучание барабанов.

Sonic Boom 6

Некоторые люди придумывают дополнительные трюки, помогающие им добиться своего особого «фирменного» звучания. Микс-инженер Энди Уоллес (одна из его самых прославленных работ – альбом «Nevermind» группы Nirvana), также использовал сэмплы, вызываемые малым барабаном, но посылал их не на мастер-шину или барабанную подгруппу, а на ревербератор, откуда возвращал только лишь «мокрый» сигнал. Возврат ревербератора может быть обработан как душе угодно, и в результате Вы получаете звук малого барабана, в котором имеете практически полный контроль над окружением и хвостом реверберации.

Точка отсчёта

Если Вы хотите заменить какие-нибудь барабанные партии, и при этом имеете возможность влиять на процесс записи, старайтесь всё-таки не забывать старое доброе правило, гласящее, что надо получать правильные результаты ещё непосредственно в источнике. Звук барабанов богат транзиентами, и все методы замены, рассматриваемые в данной статье, полагаются на их обнаружение. Сюда относятся и визуальный способ, когда Вы сами расставляете сэмплы, ориентируясь на изображение звуковой волны, и различные автоматизированные методики, предлагаемые специализированным программным обеспечением.

Процесс замены многократно облегчается, если у Вас есть чистая многодорожечная запись, сделанная при помощи точечных (близких) микрофонов. Если Вы возьмёте дорожку с большим барабаном, то в своей DAW сможете довольно легко определить нахождение каждого удара; даже малый барабан, проникший в этот микрофон, будет иметь уровень намного ниже. Но не всегда всё так легко: например, треки том-томов могут содержать весьма существенные утечки от малого барабана и тарелок. Это несколько усложняет процесс нахождения всех ударов. В принципе, можно продублировать треки, обработать их эквалайзерами, чтобы изолировать нужные удары, и направить их на триггеры. Хотя, в некоторых случаях, это не особо помогает, и приходится тратить достаточно много времени, чтобы добиться приемлемого результата.

Но если рассмотреть этот вопрос более внимательно, то всё, что нам здесь требуется – это ясный признак того, что по инструменту сделан удар (в данном случае, по тому). Именно здесь и пригодятся аппаратные триггеры, прикрученные к барабанам ещё во время записи.

Триггеры

Замена барабанов – это достаточно деликатный вопрос, который желательно заранее обсудить с группой. Хотя, большое количество барабанщиков довольно спокойно относится к этому. Многие рокеры сейчас используют аппаратные триггеры и сэмплы во время живых выступлений: полная замена большого барабана и подмешивание сэмплов к малому – теперь достаточно стандартные приёмы; а некоторые группы вообще выбирают 100%-ю замену всех инструментов, оставляя живыми только тарелки.

Сами триггеры крепятся на корпуса инструментов. В них есть преобразователь, контактирующий с пластиком. Когда Вы бьёте по барабану, он производит щелчок. Всё остальное время на его выходе должна быть тишина. Эти сигналы можно записать в DAW и использовать для вызова сэмплов или управления гейтами.

Компании Yamaha и DDrum являются лидерами на рынке аппаратных триггеров, хотя есть альтернативы и от других производителей, например от Roland. Но если Вы уж совсем стеснены в средствах, то сможете обойтись скромными контактными пьезодатчиками, приклеенными к пластику (о самодельных триггерах речь пойдёт во второй части статьи).

В принципе (конечно, если есть такая возможность), Вы можете подключить триггеры не к звуковой карте, а к «мозгам» каких-нибудь электронных барабанов. (Под мозгами подразумевается управляющий/звукогенерирующий блок, к которому подключаются пэды). Продукция компании Alesis очень популярна, поскольку их «мозги» имеют встроенные звуки, триггерные входа с возможностью настройки под конкретные условия и MIDI-выход. (На барахолках можно поискать отдельный барабанный модуль Alesis DP5 – стоит он достаточно недорого и, несмотря на почтенный возраст, обладает всеми нужными характеристиками). Хотя, если у Вас есть V-Drum или что-то подобное, можете использовать и их мозги точно таким же способом.

Итак, при помощи триггеров мы сможем получить сигналы, свободные от внешних помех, так сказать, «рафинированные транзиенты». Применение этих сигналов не замыкается только на вызове сэмплов, они также открывают некоторые дополнительные возможности. Например, если Вы стремитесь к естественному и открытому звучанию том-томов, и хотите обработать их гейтами, чтобы удалить лишние призвуки, то можете попробовать послать в боковые цепи процессоров записанные триггерные сигналы. Таким образом, гейты будут открываться и закрываться в соответствии с ними, а не с треками том-томов, в которых часто бывает много утечек от других инструментов.

Если Вы заранее знаете, что будете заменять один из барабанов, то можете полностью заглушить его, записав только лишь сигнал с триггера. Например, в случае с малым барабаном, радикальное демпфирование сильно снизит (или удалит совсем) проникновение этого инструмента во все другие микрофоны, но при этом не помешает триггеру сделать свою работу. Это не только облегчит обработку других треков, но и предоставит больше вариантов для выбора сэмплов, поскольку на них не будет влиять присутствие малого барабана в оверхэдах или микрофонах комнаты.

Запись сэмплов во время сессии

Если цель состоит в том, чтобы улучшить (укрепить) звучание барабанной установки при помощи сэмплов, всё равно старайтесь захватить максимально качественный звук. С тщательностью подходите к настройке инструментов и размещению микрофонов, и пытайтесь получить чистую запись с хорошим разделением.

В начале сессии, стоит потратить некоторое время на запись изолированных ударов разных барабанов из Вашей установки. Для каждого инструмента запишите несколько сэмплов с разной динамикой. Таким образом, во время сведения у Вас будет связная библиотека сэмплов, записанных на тех же самых барабанах, в том же самом месте и с теми же микрофонами, что и основная запись. Сделайте это в начале сессии, а не в конце, чтобы Ваши сэмплы имели более высокое качество. Дело в том, что в начале сессии и барабаны лучше настроены, и пластики ещё свежие.

Выбор и применение сэмплов

Конечно, Вы не ограничены только лишь самостоятельно записанными во время сессии сэмплами. С не меньшим успехом можно использовать и звуки из сторонних библиотек. Нужно только более тщательно подходить к их выбору. К примеру, если у большого барабана не хватает глубины или щелчка, Вы можете подыскать сэмпл с нужными качествами, отфильтровать всё лишнее и смешать с оригинальным звуком.

Существует много великолепных библиотек, в которых есть из чего выбирать. Такие инструменты, как Fxpansion BFD, Toontrack Superior Drummer, XLN Audio Addictive Drums и Steven Slate Drums, предлагают превосходное звучание самых лучших барабанных установок, прекрасно настроенных и профессионально подзвученных, записанных с использованием высококачественного оборудования, с различными значениями динамики и с различными способами звукоизвлечения. Тем не менее, это не значит, что если запись какой-то библиотеки делал Джо Барреси или Энди Джонс, то эти барабаны качественно улягутся в Ваш микс. Кроме того, поскольку у всех сейчас есть доступ к любым коммерческим библиотекам, есть опасность, что Ваше звучание потеряет индивидуальность и станет, так сказать, клишированным.

Даже при том, что вся тяжёлая работа была уже проделана разработчиками библиотеки, Вам всё равно надо потратить какое-то время, подбирая и обрабатывая соответствующий сэмпл. Собственно говоря, не обязательно замыкаться на одном звуке: попробуйте объединить несколько разных сэмплов, поскольку это может дать Вам больше индивидуальности. Эквализация, компрессия и транзиент-шейпинг помогут сделать Ваши сэмплы пригодными к работе с остальными элементами микса. Кроме того, часто помогает изменение высоты звука, особенно в случае с такими инструментами, как том-томы (поскольку в них присутствует элемент звуковысотности).

С другой стороны, не обязательно ограничиваться только лишь барабанными звуками. Например, если Вы хотите добавить бочке глубины и мяса, попробуйте направить MIDI-выход с триггера на какой-нибудь синтезатор с суббасовым пэтчем. Иногда, это работает очень хорошо. (С суббасом надо быть очень осторожным, поскольку, если дать сверхнизким частотам слишком большой уровень, они мгновенно съедят весь хэдрум Вашего микса).

Ручные и автоматизированные методы

Конечно, самый контролируемый и гибкий способ – это вручную выставлять все сэмплы. Вы просто помещаете их на новую дорожку и выравниваете в соответствие с волной оригинального звука. Это очень кропотливый процесс, особенно если хотите использовать различные версии сэмпла для каждого удара (чтобы дать больше естественности). В некоторых DAW имеется возможность перемещать курсор, ориентируясь на транзиенты (или, на заранее вычисленные на их основании специальные маркеры). Такая функция значительно облегчает работу. Вы нажимаете клавишу TAB, и курсор прыгает от одного маркера/транзиента к другому. Достаточно потом применить функцию вставки, и сэмпл будет приклеен в нужную позицию.

Теперь давайте повернёмся в сторону автоматики и посмотрим, как лучше всего использовать современное программное обеспечение, предназначенное для триггеринга барабанов. Все плагины от ведущих разработчиков позволяет загружать в себя по нескольку вариантов одного сэмпла с разной динамикой и назначать их на разные динамические группы (velocity group). Пользователь управляет порогами уровня или транзиентов (или обоими) и определяет, какая группа сэмплов будет воспроизведена при обнаружении транзиента. Кроме того, пользователь может установить баланс между исходными и новыми звуками – от тонкого дополнения до полной замены.

Есть два основных подхода, предлагаемые плагинами. Первый – когда триггеры работают в реальном времени: плагин обнаруживает события непосредственно при воспроизведении. Второй – это оффлайновая система: звук загружается в плагин, где после анализа Вам предоставляется возможность детальной настройки всех параметров обнаружения. Некоторые из плагинов, как например TL Drum Rehab, могут работать в обоих режимах. Однако, можно автоматизировать пороги в реал-таймовых плагинах, что сделает их почти такими же гибкими.

Современные плагины-триггеры дают Вам невероятный контроль над тем, какие будут воспроизводиться сэмплы и при каких условиях. Например, на первом рисунке было определено пять динамических порогов (velocity). На втором рисунке Вы видите большое количество сэмплов одного инструмента, загруженных в Drumagog 5 и назначенных на пять динамических групп. Это означает, что будут не только воспроизводиться сэмплы, соответствующие силе удара, но и сам плагин сможет вызывать разные вариации сэмплов в пределах одного динамического слоя. Это позволяет избежать проблемы, известной как «пулемётный эффект», когда один и тот же сэмпл быстро повторяется несколько раз.

Фаза

Чрезвычайно важно, чтобы оригинальный барабан и сэмплы были сфазированы друг с другом. Транзиенты должны начинаться строго одновременно и волновая форма должна изменяться в одинаковом направлении. Иначе, противофаза отнимет мощь у Ваших барабанов и изменит их звучание. Подставляя сэмплы вручную, можно увеличить масштаб и визуально выстроить звуки в строгую линию (в случае необходимости, можно инвертировать фазу сэмпла). А вот даже лучшие из плагинов не всегда стопроцентно справляются с такой задачей. Таким образом, стоит экспортировать результаты их работы в виде аудиофайла, чтобы самому проверить, что все сэмплы стоят в правильных местах. Если это не так, Вы можете использовать инструменты аудиоквантайза своей DAW, чтобы привести результат к совершенству.


Даже используя лучшие плагины, не забывайте проверять фазу и тайминг результатов их работы. На первом рисунке Вы видите значительные несоответствия тайминга между оригинальной и сгенерированными дорожками. На втором рисунке показан сверхточный тайминг, но при этом сигналы находятся в противофазе.

Преодоление проблем

Некоторые инструменты значительно труднее поддаются замене, на справедливости ради стоит отметить, что при надлежащих усилиях можно довольно успешно заменить большинство партий.

Две общих проблемы – это дроби и форшлаги малого барабана, а также хай-хэт, особенно когда барабанщик переключается между открытым и закрытым звуком. В первом случае, если возникают трудности с настройкой порога, можно пойти двумя путями: а) автоматизируя входной уровень плагина-триггера; б) вынести проблемную партию на отдельную дорожку, порезать её на отдельные удары, автоматизировать уровень каждого кусочка и только потом послать на триггер. К сожалению, этой тяжёлой работе пока что не придумано автоматизированной замены.

В случае же с хай-хэтом, триггеринг практически нежизнеспособен, даже несмотря на то, что правильно размещённый точечный микрофон может дать хороший чистый сигнал. Проблема в том, что диапазон звуков, которые можно извлечь, ударяя по хэту, просто огромен: Вы можете играть ногой или палочкой, хэт может быть полностью закрыт, открыт или находиться в каком-то промежуточном положении. И так далее… Практически, самый лёгкий вариант – это вызвать для всей партии одинаковый звук и потом отредактировать, вручную заменяя закрытые удары открытыми (или наоборот). Альтернативно (и, в некоторых случаях, даже лучше), можно оставить триггеры в покое, и самостоятельно с нуля запрограммировать партию.

Программное обеспечение для замены барабанов

В своё время, WavemachineLabs Drumagog и Digidesign Sound Replacer были единственными плагинами, предназначенными для замены барабанов. В наше же время конкуренция намного сильнее. Все плагины позволяют отслеживать динамику и вызывать соответствующие сэмплы; все позволяют смешивать исходный и сгенерированный сигналы и некоторые даже имеют встроенный синтезатор, который тоже можно подмешивать к оригинальному звуку. И каждый из них имеет какие-то свои особенности. Вот краткий обзор лучших представителей:

WavemachineLabs Drumagog 5. (VST, AU, RTAS). Поставляется с большой библиотекой сэмплов, имеет встроенный синтезатор, предлагает филигранные настройки порогов детектирования, очень точный тайминг и может работать как хост для сторонних плагинов. Одна из фишек – возможность отслеживать положение хай-хэта.

Avid TL Drum Rehab. (TDM, RTAS). Этот плагин для системы Pro Tools может работать как в реальном времени, так и в оффлайновом режиме. Предлагает тщательные настройки параметров обнаружения, точный тайминг и обширную библиотеку сэмплов.

SPL DrumXchanger. (VST, AU, RTAS). Компания SPL известна по своему продукту Transient Designer, который, благодаря особому алгоритму, обнаруживает транзиенты, а не просто реагирует на превышение какого-то порога как традиционный компрессор. DrumXchanger использует аналогичный алгоритм и включает такие же функции формирования атаки и сустейна, как в Transient Designer’е.


Slate Digital Trigger. (VST, AU, RTAS).
Поставляется с превосходной библиотекой, взятой из виртуального инструмента Steven Slate Drums. Имеется уникальная функция подавления помех от других инструментов. К примеру, Вы можете загрузить плагин в дорожку малого барабана и послать в его боковую цепь сигнал с трека бочки. В результате, триггер будет игнорировать все призвуки бочки, проникшие в трек малого барабана.

Toontrack Drum Tracker. (VST, AU, RTAS). Компания Toontrack известна по своим виртуальным инструментам Superior Drummer и EZ Drummer. Их плагин Drum Tracker работает, скорее, как Melodyne: он записывает барабанный трек в виде отдельного аудиофайла, который потом воспроизводится синхронно с DAW. Как видно на рисунке, имеется возможность выбрать партии, подлежащие замене, и использовать соответствующие инструменты, чтобы сделать точные настройки.

Дешёвые альтернативы

Если Вам не нужны ни встроенные звуки, ни отслеживание динамики, ни любые другие высокотехнологичные функции, а требуется лишь просто сгенерировать MIDI-ноты, есть несколько более дешёвых альтернатив. К примеру, бесплатный SmartElectronix KT Drum Trigger может производить MIDI-сообщения на основе поступающего звукового сигнала. Если постараться с настройкой фильтров, можно даже одновременно вызывать три разных инструмента от одного стереофайла. В принципе, есть много других бесплатных, условно-бесплатных или недорогих плагинов, но KT Drum Trigger – один из лучших.

В принципе, во многих случаях Вы вообще можете обойтись без специального программного обеспечения, поскольку многие DAW и некоторые плагины «общего назначения» способны к выполнению подобной работы. Например, функции преобразования звука в MIDI, имеющиеся в Melodyne и Logic Pro, могут использоваться для триггеринга барабанов. Вы просто должны заставить все эти разные ноты воспроизводить один сэмпл (либо можно преобразовать весь диапазон сгенерированных нот в какую-то одну). Cubase 6 теперь имеет полностью переписанный алгоритм обнаружения транзиентов, позволяющий генерировать MIDI-данные на основе хитпойнтов (в предыдущих версиях, функция звук-в-MIDI работала довольно коряво). Reaper же имеет встроенный плагин ReaGate: на первый взгляд, это простой гейт, однако, он может генерировать MIDI-ноты всякий раз, когда открывается или закрывается – и это может использоваться, чтобы вызывать сэмплы или управлять барабанным модулем.

Пример работы в Drumagog (из журнала IN/OUT, 2007 год)

…В этом выпуске мы разберем одну практическую задачу, с решением которой, время от времени, приходится сталкиваться практически всем, кто так или иначе связан с аранжировками и сведением. Иногда всем нам попадают в руки партии ударных, звучание которых не устраивает полностью (или частично) по разным причинам. Одна из таких наиболее распространенных причин – партия ударных передается в виде готового файла, в котором прописана вся ударная установка целиком. Запись, в таких случаях, как правило, не очень хорошего качества и возникает задача замены отдельных звуков. Чаще всего это касается большого, малого барабанов и тарелок. Но иногда возникают и другие потребности. Давайте на конкретном материале разберемся, как решаются подобные задачи.

Рис. 1

Имеется запись ударных, которая выполнена в виде смикшированного файла (Рис.1). После прослушивания определяем, что звучит три инструмента – большой барабан, малый и хэт. Не вдаваясь в анализ – хорошо они звучат или плохо, решаем, что необходимо обязательно заменить звуки большого и малого барабанов. Для решения таких задач существует специальная программа – DrumAgog. Вот ею мы и воспользуемся. Вся работа по замене звуков будет производиться в программе Samplitude. Читатели, которые для работы со звуком используют другие программы, могут без труда повторить все описываемые операции, так как они являются базовыми и в особом разъяснении не нуждаются. После того, как мы загрузили основной файл ударных (Рис.1 – отрывок), необходимо на эту же дорожку в качестве эффекта загрузить программу DrumAgog.

Рис. 2

Операцию по замене звуков начнем с малого барабана. С ним никаких проблем возникнуть не должно, так как уровень его звучания гораздо выше, чем у других инструментов. Порядок действий по замене звука следующий: сначала мы открываем программу DrumAgog, затем выбираем в ней звук малого барабана (или целый набор таких звуков) и переходим на вкладку VISUAL (Рис.3). Основной параметр, с которым мы работаем на этой вкладке – Sensitivity (чувствительность). Принцип установки этого параметра простой – для начала мы подтягиваем его мышкой вверх (т.е устанавливаем на ноль), затем запускаем закольцованное воспроизведение данного отрывка и постепенно опускаем планку чувствительности вниз. При таком порядке действий мы сначала услышим самые громкие звуки малого барабана а затем и все остальные. Если планку чувствительности опустить еще ниже, то можно услышать и звуки хэта (которые также будут звучать как малый барабан).

Рис. 3

На Рис.4 хорошо видно, что уровень чувствительности установлен таким образом, что позволяет звучать только малому барабану. После того, как настройка выполнена, остается только сохранить полученную партию малого барабана как отдельный файл в формате .wav (или любом другом, если кому-то это необходимо).

В случае с малым барабаном все было достаточно просто – уровень его звучания гораздо выше других инструментов и поэтому нам не понадобилось задействовать дополнительные средства. А вот со звуком большого барабана ситуация выглядит несколько сложнее. Исходный файл смикширован таким образом, что звук хетта почти постоянно перекрывает звук большого барабана. Следовательно, нам надо постараться отделить звук большого барабана от всего прочего. Для достижения этого эффекта мы применим другую технику извлечения звука. Первым в канальной ячейке откроем эквалайзер Waves REQ4, следом за ним пойдет Sidechain compressor фирмы db Audioware и замыкает цепочку DrumAgog.

Рис. 4

При помощи эквалайзера (Рис.5) мы, используя обрезные фильтры, ограничиваем основную частоту звучания большого барабана, тем самым отделяя его звук от остальных инструментов.

Рис. 5

Дополнительно, мы усиливаем этот частотный диапазон для того, чтобы Sidechain compressor (Рис.6) наверняка опознал его и передал дальше, в программу DrumAgog (Рис.7).

Рис.6 и 7

При этом главным параметром в настройке компрессора является установка частоты, которая опознается на входе. Для звука большого барабана она составила диапазон от 64…120 Гц. Главное, при использовании такой техники – аккуратная работа с диапазонами в эквалайзере и секции Sidechain компрессора. Иначе трудно будет добиться чистого, без примеси других инструментов звука. После всех произведенных настроек, проверив, что большой барабан звучит как положено, также сохраняем его в виде отдельного файла.

Остается решить – что делать со звуком хэта? В данном конкретном случае лучшее решение – оставить звучание хэта как есть, ограничив при этом звучание большого и малого барабанов. Для этой цели воспользуемся эквалайзером Waves Q10 (Рис.8).

Рис.8

На Рис.8 можно увидеть, что обрезными фильтрами мы ограничиваем низкие частоты, начиная от 500 Гц, а также верхние частоты от 16 КГц. Низкие частоты больше обрезать нежелательно, так как может пропасть низкочастотная составляющая звука хэта, а верхние обрезаем для того, чтобы освободить этот частотный диапазон для других инструментов. Одновременно, для подчеркивания атаки, слегка усиливаем область звучания в районе 5 КГц. Теперь осталось только несколько сгладить некоторую резкость звучания хэта и, одновременно, придать его звуку дополнительную плотность. Из прошлых статей мы уже знаем, что эти задачи решаются при помощи компрессора.

Рис. 9

Добавляем после эквалайзера компрессор (Waves C1), выставляем короткую атаку и стараемся, чтобы уровень подавления (Gain Reduction) сохранялся в районе -8 дБ. После сделанных настроек, сохраняем звук хэта, так же как и остальные инструменты, в отдельный файл. В результате всех манипуляций, мы получили три отдельных инструмента, с которыми теперь можно работать и микшировать в зависимости от основного музыкального материала.

Часть 2: Самостоятельное изготовление триггеров

Итак, в первой части статьи мы как-то сказали, что если во время сведения Вы собираетесь использовать замену барабанов, то будет полезно установить на барабанную установку аппаратные триггеры, чтобы захватить чистые, не замутнённые никакими помехами транзиенты. Наличие этих сигналов сильно облегчит дальнейшую работу по замене барабанов (как в ручном, так и в автоматическом способах). Если Вы планируете часто и густо применять триггеры, имеет смысл приобрести комплект от какого-нибудь производителя, например, от DDrum. Их устройства имеют прочную конструкцию, легки в установке, не мешают барабанщику и не влияют на звучание инструмента.

Тем не менее, такие триггеры не дёшевы. Так что, если финансы поют романсы, продолжайте читать дальше. Я расскажу, как сделал комплект из четырёх триггеров для своей установки Tama, потратив на это всего лишь 10 фунтов!


Все детали очень просты. В принципе, всё, что потребуется для изготовления триггеров – это какое-то количество кабеля, гнёзда, пьезодатчики и паяльные принадлежности. Будем считать, что компьютер, многоканальный звуковой интерфейс и соответствующее программное обеспечение у Вас уже есть.

Начинаем

Первый шаг – самый простой. Включите паяльник и аккуратно припаяйте провода от датчиков к разъёмам. Если с пайкой возникают проблемы, используйте разъёмы с винтовым присоединением проводов. В принципе, можно приобрести пьезодатчики с уже припаянными разъёмами, хотя это и приведет к удорожанию нашего проекта. Такие изделия часто продаются как звукосниматели для акустической гитары.

Желательно использовать разъёмы типа «мама» (гнёзда), поскольку их легче прикрепить к корпусу инструмента, чтобы снять механическую нагрузку с датчика и его тонких проводов. Кроме того, при подсоединении датчиков к звуковой карте Вы сможете пользоваться стандартными кабелями с разъёмами джек – джек или джек – XLR.

В принципе, «железная» часть на этом и заканчивается. Теперь, если подключить триггер в звуковую карту и постучать по нему, то должны услышать щелчок или глухой стук. И не волнуйтесь о качестве передаваемого звука – всё, что Вам нужно, это явный признак того, что сделан удар.

Здесь изображён готовый триггер. Пьезодатчик уютно примостился между двумя наклейками Moongel, приклеенными к пластику. Разъёмы и кабели прикреплены к корпусу инструмента при помощи обычной изоленты.

Монтаж на барабане

Теперь надо как-то установить триггер на барабан. Здесь тоже нет особых сложностей. Я нашёл, что для фиксации разъёмов и кабеля прекрасно подходит изолента. Она демпфирует любой грохот, который бы мог возникнуть, если б Вы использовали, скажем, металлические или пластиковые прищепки.

Теперь надо установить сам датчик на барабанный пластик. Это надо сделать так, чтобы он не мешал барабанщику, и чтобы его нельзя было сбить палочками. У меня было несколько наклеек типа Moongel, которые прекрасно подошли для решения этой задачи. Эти липкие эластичные штучки предназначены для глушения резонансов в барабанах. Я поместил одну наклейку наверх пластика, положил на неё датчик, и сверху прилепил ещё одну наклейку. Это не только зафиксировало преобразователь, но и несколько предохранило его от случайных ударов палками. Moongel’и стоят недорого, но если Вы хотите ещё удешевить свой продукт, можете использовать вспененную плёнку с двусторонней клейкой поверхностью.

Напомню Вам, что провода, припаянные к датчику, да и сами паяные соединения на нём – это довольно деликатные вещи, поэтому, позаботьтесь о том, чтобы что-то взяло вес кабеля и разъёмов. В принципе, здесь всё просто, так что и объяснять особо нечего. Изоленту в руки – и вперёд!

Динамика

Если Вы не собираетесь отслеживать динамику исполнения, то достаточно будет установить такую чувствительность, чтобы получить на входе звуковой карты хороший сигнал с большим уровнем, потом послать его в какой-нибудь плагин-триггер и настроить в нём соответствующий порог. Если же требуется отслеживать динамику, то придётся более тщательно подойти к настройке входной чувствительности звуковой карты. Сигналы должны находиться в пределах нормального рабочего диапазона Вашего аудиоинтерфейса. Не страшно, если самые громкие удары вызовут клиппинг, но Вы же не хотите, чтобы все удары вызывали перегрузку? Ибо, в противном случае, ни о какой динамике и речи быть не может.

Здесь Вы видите запись, сделанную с триггера, расположенного на том-томе. Сначала сигнал прошёл через гейт, очистивший его от посторонних призвуков, и потом поступил в Drumagog. Плагин отслеживал динамику и вызывал соответствующие сэмплы.

Программное обеспечение

Я не буду останавливаться на этом вопросе слишком подробно, поскольку об этом мы уже говорили в первой части статьи. Тем не менее, я скажу, что попробовал коммерческий плагин Drumagog 5 Platinum (сэмплы воспроизводились непосредственно из него), бесплатный KT Drum Trigger и встроенную в Cubase 6 функцию hitpoint-to-MIDI, которые управляли по MIDI внешними барабанными библиотеками. Я достиг приличных результатов со всеми вышеупомянутыми, но отслеживание динамики в Drumagog 5 работало особенно чудесно. Я нашёл, что гейт, помещённый перед плагином-триггером, очищает сигнал от всякого рода гудений и скрежета, облегчая процесс настройки порога.

Итоги

Я считаю, что для моей домашней студии эти самодельные триггеры – идеальный вариант. Вначале я думал сделать четыре триггера, но мне удалось не выходя за рамки бюджета изготовить аж пять штук. Присматриваясь к ценам на eBay, я нашёл пять датчиков и пять гнёзд на сумму 9.79£ (включая расходы на пересылку). И будем считать, что паяльник, канифоль и олово достались по наследству от дедушки…

Опубликовано в журнале Sound on Sound в марте – апреле 2011 года

Рекомендуем также прочитать следующие статьи:
Марк Минетт: Экстремальный металл. Часть 1
Мэтт Хаутон: Триггеринг барабанов в Cubase
Сэм Инглис: Замена барабанов в Cubase SX

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org


Загрузка беседы