Пол Уайт: Магия барабанов

Уловки, заставляющие Ваши барабаны искриться

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в июне 2007 года

Если Вы хотите вдохнуть жизнь в записанные акустические барабаны, вот то, что Вы должны знать.

Пол Уайт

Большинство музыкальных инструментов относительно несложно записать в изоляции, но барабанная установка – это фактически ансамбль инструментов, что несколько усложняет процесс записи. Кроме того, в современной поп-музыке зачастую требуется не столько максимально натуральный звук, сколько музыкально полезный звук. Записанное звучание сильно зависит от того, как настроена барабанная установка и в какой акустической среде осуществлялась запись. Не говоря уж о манере звукоизвлечения конкретного барабанщика. Эти вещи нужно учесть ещё до того, как Вы доберётесь до таких переменных в звуковом уравнении, как типы микрофонов, их размещение, динамическая и частотная обработка, а также искусственная реверберация.

Настройка

Эту статью я собираюсь начать с предположения, что Вы пользуетесь хорошими барабанами с хорошей настройкой. Этот момент – возьму на себя смелость сказать это – не является самим собой разумеющимся. Если Вы не уверены в своих умениях настраивать их, то заплатите немного денег и возьмите пару уроков у хорошего мастера. Это действительно ценный навык, которому стоит научиться, даже если Вы и не собираетесь играть на барабанах. Для конкретных глубины и диаметра, у барабана имеется довольно узкий диапазон частот, в котором его звук кажется хорошим. Если Вы настроите их слишком высоко или слишком низко, то поставите звучание под угрозу. Вы узнаете о различиях в звуке, которые можно получить, используя разные типы пластиков, разработанных с различными степенями врождённого демпфирования. Обычно, самые простые пластики (с матовой белой поверхностью), имеют самый живой и глубокий тон; а вот двойные, с жидким слоем, наиболее тяжело заглушены. Общий компромисс – пластики Remo Pinstripe, которые легко признать по внешнему виду: они прозрачные и имеют чёрное кольцо на расстоянии дюйма от внешнего края. Дальнейшее демпфирование можно осуществить при помощи бумажных, тканевых или гелевых наклеек.

Микрофоны

Различные методы съёма барабанного звука были рассмотрены в «Sound on Sound», так что здесь я буду придерживаться только основ. В самом простом случае, Вы можете записать барабанную остановку, используя только микрофон на бочке и единственный микрофон для оверхэдов. Но чем проще подход, тем сильнее влияют на записанный звук акустические свойства комнаты, и тем меньше контроля за балансом индивидуальных инструментов Вы имеете. В акустически совершенной комнате Вы можете добиться прекрасных результатов, используя даже один микрофон, установленный в нескольких футах от установки. Однако, в домашних студиях акустика зачастую далека от идеала, и поэтому такие простые способы редко приводят к хорошим результатам.

Хорошо настроенная и хорошо звучащая барабанная установка – существенная отправная точка для хорошей записи. Даже если Вы не играете на барабанах, пара уроков от хорошего мастера не будут лишними, поскольку это поможет Вам захватить лучший звук.

Можно сказать, что сегодня, большинство барабанов записывается с использованием близких микрофонов на каждом индивидуальном инструменте + стереопара оверхэдов, чтобы захватить общий звук установки и тарелки. Также, может быть отдельный микрофон на хай-хэте. В тех студиях, где имеется много места, могут использоваться дополнительные микрофоны, чтобы поднять окружение комнаты. Существует различные вариации такого подхода, но основа, в принципе, не меняется. Близкий микрофон поднимает барабан, наиболее близкий к ним, плюс некоторые утечки от других барабанов и тарелок. Уровень реверберации комнаты, который поднимает этот микрофон, достаточно низок, просто потому, что микрофон близок к пластику барабана. Типично, микрофон находится на расстоянии не больше нескольких дюймов от пластика и на том же самом расстоянии от края барабана. Тем не менее, Вы должны экспериментировать с их размещением, поскольку любое изменение позиционирования тем или иным образом влияет на записанный звук. Обычная практика – использовать кардиоидные модели для крупных планов и устанавливать их под таким углом, чтобы минимизировать утечки от других инструментов. Хотя, от утечек полностью избавиться невозможно. За исключением хай-хэта, где в идеале, должен стоять конденсаторный микрофон (чтобы как можно точнее захватить высокие частоты), обычно используются динамические микрофоны. Хотя, некоторые звукоинженеры предпочитают более расширенный звуковой спектр конденсаторных моделей для всех барабанов, и некоторые, вдобавок ко всему, используют всенаправленные микрофоны вместо кардиоидных. Использование всенаправленных микрофонов может показаться странным выбором, поскольку они поднимают намного больше утечек от других инструментов, чем кардиоидные. Но, с другой стороны, их вне-осевой ответ более точен, и эти утечки будут гораздо менее окрашены, чем при использовании кардиоидных микрофонов. Следовательно, Вы сможете без особого риска принять больший уровень утечек.

Существуют специальные комплекты микрофонов (с динамическими или электретными капсюлями), в конструкцию которых включены специальные зажимы для установки их непосредственно на обод барабана (понятно, что микрофоны оверхэдов и бочки всё равно придётся устанавливать на стойках). Даже не самые дорогие из них могут привести к удивительно хорошим результатам, но если Вы серьёзно относитесь к получению хорошего звука, то лучше избегать моделей начального уровня и вложиться в кое-что, что обладает лучшими характеристиками.

Для оверхэдов Вы можете использовать любую микрофонную стереоконфигурацию, которая Вам по вкусу. Раздельные или совмещённые кардиоидные стереопары – популярные выборы, хотя с другой стороны, всенаправленные микрофоны дают лучшие результаты в «сочувствующе» звучащей комнате. Поскольку тарелки могут производить очень высокие частоты, то конденсаторные микрофоны – это самый распространённый выбор, хотя некоторые звукоинженеры любят применять ленточные модели (из-за их более мягкого звука). Как правило, микрофоны оверхэдов должны находиться на высоте вытянутой руки от самой высокой тарелки, но я буду также рассматривать некоторые альтернативные стратегии для использования в небольших комнатах или в комнатах с низкими потолками. Запомните, что микрофоны оверхэдов должны находиться на одинаковом расстоянии от малого барабана, чтобы предотвратить его тональные изменения, связанные с фазовыми интерференциями во время монофонического воспроизведения.

Сейчас существуют вполне доступные наборы барабанных микрофонов, которые, в значительной степени, дают Вам всё, что требуется для приличной бюджетной записи. Хотя, скорее всего, Вы всё равно будете желать расширить этот комплект специфическими микрофонами для специфических работ.

Теперь, что касается басового барабана. Единый подход при записи рок и поп-музыки заключается в том, чтобы использовать бочку с перфорированным резонансным пластиком, либо вообще без него. Это позволяет размещать микрофон внутри корпуса барабана. У микрофона должен быть хороший низкочастотный ответ: на рынке присутствуют специально разработанные модели, которые подчёркивают удар в районе 70 – 90Гц, щелчок колотушки в районе 2 – 4кГц и имеют падение в диапазоне между этими районами, чтобы держать в чистоте средние частоты. AKG D112 – вероятно самый известный представитель среди микрофонов такого типа. Если у Вас есть любой микрофон, который имеет хороший низкочастотный ответ и может обращаться с высоким звуковым давлением (SPL), Вы можете применять устройство Earthworks Kickpad. Это пассивный фильтр с аттенюатором, через который подключается микрофон. Он эквализует сигнал так, чтобы соответствовать вышеупомянутому описанию этих специализированных микрофонов.

В отличие от других близкорасположенных микрофонов, микрофон бочки редко даёт хорошие результаты, если поместить его слишком близко к ударному пластику. Общая отправная точка – это расположить его посередине между центром и краем барабана и засунуть внутрь корпуса только лишь на несколько дюймов. Сделайте потом тестовую запись, и в случае необходимости, переместите микрофон. Демпфирование можно делать при помощи свёрнутого одеяла, но, как и в других барабанах, настройка и выбор пластика тоже имеет существенное влияние на звук. Не менее важный элемент – это материал, из которого сделана колотушка (дерево, пластик, фетр, пробка и т.п).

Прагматизм

Для оверхэдов Вы можете использовать любую стереоконфигурацию микрофонов. Однако, если акустика комнаты далека от совершенства, для Вас лучше всего пытаться максимально исключить её звук. В дальнейшем, это предоставит свободу маневрирования при добавлении искусственной реверберации во время сведения.

В идеальном мире, Вы установили бы свои тщательно подобранные микрофоны вокруг невероятно звучащей барабанной установки, которая находится в комнате с великолепной акустикой, и записали бы звук своей мечты, которому бы не требовалась практически никакая дополнительная обработка. В реальном мире домашних студий, скорее всего, всё далеко не так. Вы размещаете микрофоны, которые смогли достать, вокруг барабанной установки, к которой Вы приложили все свои усилия. А потом Вы царапаете свою голову, когда слышите, на какое … похож звук. Вроде бы, барабаны настроены достаточно хорошо, и близкие микрофоны должны поднять приличный звук (хотя, по моему опыту, малый барабан в одном только верхнем микрофоне, без оверхэдов, часто кажется довольно унылым). Чтобы дать ему больше живости, Вы можете поместить снизу малого барабана ещё один микрофон (не забывайте инвертировать его фазу, поскольку он указывает с противоположного от верхнего микрофона направления). Но в любом случае, это не существенно.

Мешающее действие маленькой комнаты становится очевидным, когда Вы включите оверхэды в соло. Они находятся достаточно далеко от установки, чтобы со значительным уровнем поднимать окружение комнаты. В результате, Вы зачастую получаете коробочное, переполненное звучание. Это очень трудно, а зачастую невозможно, устранить при помощи эквализации или другой обработки. К тому же, если Вы решите скомпрессировать звук оверхэдов (или всего барабанного микса), то характер комнаты станет ещё более заметным. В хорошо звучащей комнате это может быть полезным, но в типичной домашней комнате – это ещё один повод для головной боли.

Размещение микрофона под малым барабаном (в дополнение к верхнему), позволит получить больше металлического «щелчка» в его звуке. Это поможет малому барабану быть лучше слышимым в миксе. Не забывайте только инвертировать фазу на одном из микрофонов, чтобы не испытать негативных последствий фазовой интерференции.

Сегодня, моя основная стратегия – по возможности делать запись в хорошо звучащей комнате. Если такая возможность отсутствует, я буду стараться делать любую акустическую обработку, которую смогу сымпровизировать, чтобы удержать отражения комнаты от проникновения в микрофоны оверхэдов. Это даёт мне возможность использовать искусственную реверберацию, чтобы создать впечатление от барабанов, играющих в хорошо звучащей комнате. Некоторые из современных свёрточных ревербераторов могут делать это очень убедительно. Если оверхэды висят на своём обычном месте – т.е. выше установки – то наиболее проблемные отражения приходят от потолка, поскольку это наиболее близкая отражающая поверхность. Помещение звукопоглощающих экранов между потолком и микрофонами может реально помочь. Есть фабричные экраны, которые очень хорошо здесь работают. В самом простом случае – это маленькие акустические панели, и в самом сложном – это многослойные устройства типа SE Reflexion Filter. Вы можете даже использовать ватные или пуховые одеяла, подвешивая их на потолок сверху оверхэдов.

В то время, как Вы полагаете, что кардиоидные микрофоны строго однонаправлены, они на самом деле не так уж и строги. Да, они являются довольно «глухими» к звукам, приходящим непосредственно сзади, но по отношению к боковым звукам они всё ещё слишком чувствительны. Поэтому то и желателен экран между микрофонами и потолком. Вы также не должны забывать и об отражениях от стен. По возможности, избегайте размещать барабанную установку слишком близко к стенам. Вы сможете значительно «высушить» звук, если повесите сзади и с боков установки пуховые одеяла. Там, где малая высота потолка препятствует получению хороших результатов от микрофонов оверхэдов, попробуйте опустить их до уровня тарелок или чуть выше, и при этом отодвинуть от барабанов на два или три фута.

Тайминг и замена барабанов

В то время, как вопросы исправления ритмических ошибок не являются центральной темой этой статьи, об этом всё равно стоит упомянуть, поскольку маленькие ритмические ошибки могут отвлечь от прекрасной в остальных аспектах записи. Если Вы должны немного переместить удар одного инструмента, чтобы он стал чётко в ритм, делайте это одновременно во всех треках, потому что в противном случае, его утечки в других близкорасположенных микрофонах и оверхэдах останутся на исходной, неточной позиции. Чтобы не внести хаос в барабанные треки, сгруппируйте их так, чтобы все барабанные партии оставались в синхронизации, пока Вы делаете редактирование. Установите такой масштаб отображения, чтобы стали видны индивидуальные удары. Делайте разрезы в нужных местах и перемещайте проблемные удары в нужные позиции. Добавленная реверберация поможет скрыть любую небольшую неоднородность, вызванную редактированием. Вы можете найти хороший фрагмент в другом месте и заменить им плохой. Хотя, если песня записывалась без клика, темп должен быть более или менее ровным, чтобы Вы смогли избежать неприятностей таким путём. Если Вы работаете под клик, и у Вашей программы есть функция аудиоквантайза, это может здорово помочь Вам. Но, тем не менее, я часто нахожу, что непосредственное ручное редактирование приводит к самым лучшим результатам.

Конечно, есть специализированное программное обеспечение для того, чтобы улучшить ритмичность барабанных треков, и для того, чтобы заменить звуки индивидуальных инструментов сэмплами. Пользователям Logic доступна встроенная в программу функция «Audio to Score», которая позволяет преобразовать удары барабанов (и не только) в MIDI-ноты. При известной доле терпения и упорства Вы сможете создать при её помощи полноценную MIDI-партию, которая будет управлять драм-машиной или сэмплером. Если Вы не пользуетесь Logic, то можете применять другое программное обеспечение, позволяющее преобразовывать звук в MIDI-данные. Например – Melodyne или Drumagog.

Соедините всё это вместе

Конечно, следует пытаться улучшить записанный звук в индивидуальных микрофонах, используя эквализацию и другую обработку. Но Вы не должны слишком увлекаться этим в изоляции от остальной части барабанной установки, поскольку звук изменится, когда Вы подключите микрофоны оверхэдов. Фактически, оверхэды используются, чтобы захватить и передать основной общий звук; индивидуальные микрофоны же – это средство для создания большей тональной глубины и балансирования уровня отдельных инструментов в общем миксе. Именно поэтому, жизненно важно достичь максимально хорошего звучания оверхэдов. И если комната не вносит ничего полезного для их звука, то старайтесь как можно сильнее оградиться от её влияния. Потом Вы сможете добавить окружение, используя искусственную реверберацию.

Поскольку индивидуальные микрофоны обеспечивают большую глубину и удар, Вы можете позволить себе срезать некоторые низкие частоты в оверхэдах, чтобы уменьшить низкочастотную мешанину и интерференции. Дополнительная польза от этого – то, что Вы также уменьшаете коробочную окраску, вызванную любым оставшимся окружением комнаты. Если потребуется, Вы можете добавить широкое повышение от 10кГц, чтобы добавить читаемость и искры в тарелки. Также, зачастую требуется срезать низа и на реверберации, если это приносит загрязнение в звук.

Если Ваши барабаны звучат слишком глухо (то ли из-за того, что запись не захватила достаточно высокочастотной информации, то ли из-за того, что плохая обработка привела к потере некоторых частот), плагин-эксайтер может восстановить вещи, генерируя гармоническую информацию. Такая техника может быть особенно полезна для малого барабана.

Когда дело доходит до близких микрофонов, есть различные уловки для того, чтобы улучшить их звук, включая использование компрессии – хотя некоторые звукоинженеры предпочитают вместо этого компрессировать весь барабанный микс целиком. Если у Вас есть время и желание, можете попробовать оба подхода и выбрать наиболее подходящий (или скомбинировать и тот и другой). Как правило, компрессия индивидуальных микрофонов может дать Вам качовое звучание, при этом не заставляя барабаны казаться слишком уж обработанными. А вот компрессия оверхэдов или всего барабанного микса может заставить барабаны модулировать уровни тарелок. Это часто используется преднамеренно, чтобы создать захватывающий роковый звук, но это менее соответствует, если Ваша цель – получить более естественное звучание.

Басовый барабан

Басовый барабан обладает большой громкостью и поэтому имеет тенденцию пересиливать любые внешние помехи. Это здорово облегчает настройку гейта, чтобы убить утечки или сократить время распада. Вы должны использовать быстрое время атаки, а восстановление подобрать так, чтобы звук бочки завершался более или менее естественно. Если у Вас есть фильтры в боковой цепи, Вы можете использовать их, чтобы уменьшить риск ложного срабатывания. Настройте фильтр, чтобы он срезал всё, что выше 2 – 3кГц. Это уменьшит уровень малого барабана и тарелок, проникающих в цепь детектора гейта.

Если бочка нуждается в большем весе, Вы можете эквализовать её после гейта, применяя некоторое повышение в области 70 – 90Гц. Удаление района 150 – 200Гц уменьшает коробочные призвуки, которые могут возникнуть при повышении низких частот. Если требуется добавить больше атаки, то может помочь повышение в области 3 – 4кГц. Но если там не хватает высокочастотной информации, я иногда обращаюсь к использованию гармонического энхансера, чтобы синтезировать недостающие высокочастотные гармоники.

Если возникает потребность в компрессии, зачастую уместнее поместить компрессор до эквалайзера и установить время атаки 5 – 10мс, чтобы подчеркнуть атаку инструмента. Время восстановления 50 – 70мс позволит компрессору перезагружаться прежде, чем придёт следующий удар. Поставьте отношение 5:1 и настройте порог так, чтобы уровень подавления на самых громких ударах составлял не более 6dB. Однако, звучание барабанов – это довольно субъективная вещь, так что стоит экспериментировать с цепью обработки: попробуйте поставить компрессор после эквалайзера, а не до него. Посмотрите, к каким звуковым различиям это приводит. Как правило, компрессор более настоятельно реагирует на те части спектра, которые были повышены эквалайзером.

Малый барабан

Побочный эффект компрессии – то, что у индивидуальных звуков может измениться атака. Если Вам требуется восстановить некоторый «укус» в звуке, классический инструмент для этого - SPL Transient Designer. Хотя, его эквиваленты в виде плагинов Sonnox Transient Modulator и Cubase 4 Envelope Shaper, тоже работают очень неплохо.

Как уже упомянуто ранее, в изоляции малый барабан может звучать довольно глухо, и если ситуация не улучшается после ввода оверхэдов, снова обратите своё внимание на энхансер. Зачастую, это работает очень хорошо. Сначала, поднимите уровень возбуждения на максимум и используйте контроль за тоном, пока не появится слышимый хруст и песок. Как только Вы найдёте лучшие, на Ваш взгляд, тональные настройки, понизьте количество добавленных гармоник, чтобы звучание малого барабана стало более естественным. Если присутствуют коробочные призвуки, сделайте в фильтре достаточно узкий подъём и, перемещая частоту, проверьте диапазон от 150 до 300Гц. При таком усилении Вы легко найдёте наиболее «оскорбляющие» частоты. Как только они найдены, вырежьте их. SPL Vitalizer прекрасно работает со звуком малого барабана; не отстаёт от него и плагин Noveltech Character (для платформы PowerCore).

Хай-хэт и томы

Я редко использую отдельный микрофон для подзвучки хэта, но если всё-таки была такая необходимость, то я стараюсь обрезать с его трека все низкие частоты (но только, чтобы не затронуть его субъективный тон). Это уменьшает помехи от других инструментов и хорошо очищает звучание. Можно добавить больше блеска, используя уже знакомое нам широкое повышение в области 10 – 12кГц. Если звук слишком резкий, это может быть исправлено понижением района 3 – 6кГц. Здесь сосредоточены его наиболее «нахальные» частоты.

Томы требуют наименьшего количества обработки, но гейт – это почти предпосылка. Особенно это требуется для томов с установленным резонансным пластиком, поскольку они имеют тенденцию звенеть каждый раз, когда происходит удар по любому другому барабану. При желании, Вы можете вручную вырезать все ненужные участки в своём аудиоредакторе. Если Вы собираетесь применить к томам компрессию или эквализацию, удостоверьтесь, что Вы оцениваете эффект в смеси с оверхэдами, поскольку они очень существенно влияют на конечное звучание том-томов.

Компрессия и реверберация

Используя компрессоры, Вы можете дать индивидуальным звукам более или менее мощную атаку, но Вам придётся полагаться на осторожное регулирование времени атаки в компрессоре. Причём этот эффект очень зависит от уровня поступающего сигнала, и поэтому, он воздействует, в основном, только на достаточно громкие удары. SPL Transient Designer действует намного проще и эффективнее, поскольку он не зависит от уровня и имеет только два регулятора, управляющих временем атаки и распада барабанного звука. Его виртуальная версия доступна для DSP-системы Creamware Scope. Его самые близкие native-эквиваленты - Sonnox (ранее Sony) Transient Modulator, Waves Trans-X и Enveloper из Cubase 4.

Поскольку Вы «сняли» всю нежелательную акустику комнаты, будет необходимо добавить некоторую синтетическую реверберацию, чтобы Ваши барабаны не звучали противоестественно сухо. Чаше всего, чтобы получить естественный звук, она добавляется к оверхэдам, но для «больших» роковых барабанов Вы можете захотеть добавить реверберацию и к малому барабану. Особенно подходит эффект в стиле листового ревербератора (plate). Если низа в реверберации звучат слишком переполненно, сделайте спад ниже 200Гц, либо попытайтесь использовать более яркое окружение.

Когда дело доходит до реверберации, high-pass фильтрация – Ваша помощница. Она препятствует тому, чтобы реверберация измазала низа и низкую середину. Если у ревербератора нет встроенного фильтра, просто поместите любой отдельный фильтр или эквалайзер перед ним в цепи эффектов.

Если, на Ваш взгляд, полный общий звук установки слишком уныл, попробуйте для начала добавить «воздух» в треки оверхэдов, сделав подъём от 12кГц. Если с этим Вы не добиваетесь цели, попробуйте применить или обычный гармонический энхансер, или что-то по типу Noveltech Character по всему барабанному миксу. Вы можете найти, что снижение низкой середины в области 200 – 500Гц очищает общее звучание барабанов. Сравнивайте свой звук с хорошо звучащей коммерческой записью, поскольку очень легко увлечься и применить слишком сильную обработку. Если полный звук барабанной установки стал слишком резким, используйте эмулятор лампы или даже железный ламповый предусилитель, чтобы управлять барабанным миксом и подсластить высокие частоты. Традиционные рок-продюсеры жить не могут без записи на аналоговую ленту, поскольку её мягкое насыщение помогает создать плотный и качовый барабанный звук. Это стоит попробовать, но поскольку сегодня мало людей работает с лентой, то плагины, эмулирующие ламповую или ленточную сатурацию, могут реально «увеличить» звук. Мне нравится использовать плагин PSP Vintage Warmer для «подслащивания» барабанов, поскольку он комбинирует сатурацию с компрессией, эквализацией и лимитированием (ограничением).

Общая компрессия барабанного микса может помочь создать слитное звучание установки. Сравнительно медленная атака (10 – 30мс) позволит компрессору пропускать переходные процессы неповреждёнными. Чем меньше время восстановления и чем больше уровень подавления, тем заметнее будет пампинг. Однако, здесь нет никаких абсолютных правил – всё зависит от того, какой тип звука Вы хотите получить.

Панорамирование

Магнитная сатурация аналоговой ленты очень приятно воздействует на звук роковых барабанов. Если у Вас нет возможности записывать их на магнитную ленту, попробуйте использовать плагин PSP Vintage Warmer, который позволяет частично эмулировать её характер.

Никакая статья о записи барабанов не была бы полной без слов о панорамировании. Избегайте слишком широкой панорамы, чтобы барабанная установка не стала звучать шире всего остального ансамбля. Насколько широко Вы будете панорамировать оверхэды, зависит от оригинального расположения микрофонов и от их характеристик. Ваши уши подскажут Вам, когда результат будет реалистичным. Панорамируйте микрофоны том-томов так, как они расположены в оверхэдах. Оставьте бочку и малый барабан в центре. Обычно, я делаю панорамирование барабанов при взгляде со стороны аудитории – т.е. хэт помещаю справа и от него располагаю всё остальное.

Хороший барабанный звук базируется на исключительном внимании ко всем деталям как на этапе записи, так и на этапе сведения. Не забывайте также о тщательной настройке и о качественном исполнении. Однако, самостоятельное создание своей собственной записи и своего собственного звука приносит намного больше удовлетворения, чем использование чьих-то готовых сэмплов. Конечно, Вам придётся много учиться. Поскольку в этом уравнении есть очень много переменных, каждая запись будет по-своему уникальна. Но имейте ввиду – то, как звучит барабанная установка в контексте микса, имеет гораздо большее значение, чем то, как она играет в соло. Поэтому, любую общую обработку установки лучше всего делать тогда, когда у Вас уже имеется предварительный микс всей песни.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в июне 2007 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.org

Посетите наш форум www.unisonrecords.org/forum/


Загрузка беседы