Разбираем трек на части (из журнала Computer Music)

До данного момента, все наши статьи были посвящены тому, как правильно записать индивидуальные элементы микса и как их «склеить» вместе, чтобы получить связный и профессионально звучащий продукт. Но в этой статье мы постараемся показать Вам, как сделать абсолютно противоположные вещи, разбирая полные миксы на составляющие индивидуальные треки. Для краткости, назовём этот процесс «демикширование», и попробуем рассмотреть всё, начиная от простого удаления большого барабана до изоляции любых инструментов и даже вокала.

Если взять кулинарную аналогию, то производство музыки – это как изготовление пирога: когда все ингредиенты уже смешаны вместе, очень трудно разделить их обратно. Тут то и пригождаются всевозможные «эксцентричные» методы, типа противофазы и MID/SIDE-изоляции. Эти инструменты могут помочь распутать звуковые узлы, и если используются со знанием дела, принесут немало пользы в таком нелегком деле, как извлечение из микса индивидуальных элементов. Существуют различные методики, наиболее подходящие к тому или иному виду звукового материала, поэтому мы также покажем Вам, как идентифицировать отличительные признаки треков, предполагающие соответствующие методы обработки.

В этой статье мы рассмотрим все методы демикширования, о которых знаем. Мы изучим целый диапазон инструментов, начиная с хитрых методик с использованием бесплатного ПО, и заканчивая почти хирургической изоляцией, достижимой только лишь при помощи ультрасовременных спектральных редакторов. Везде, где только возможно, мы использовали либо бесплатные программы, либо те, что входят в состав CM Studio (специальные версии для подписчиков журнала Computer Music). Если же для демонстрации использовалось коммерческое ПО, то мы предварительно удостоверялись, что для него имеются демо-версии, которые можно свободно скачать и непосредственно оценить в работе. Вы сможете найти все сопровождающие эту статью файлы в папке Tutorial Files. Туда же мы включили и наши демо-треки, которые Вы можете попробовать разобрать на части. Эти треки были изготовлены без какой-либо оглядки на последующее демикширование, поэтому они никак не будут «помогать» Вам в этом занятии. Однако, они дадут Вам более реалистичное представление о том, чего можно ожидать, если Вы попробуете демикшировать какой-то коммерческий материал.

Итак, как нам кажется, это вполне достаточное предварительное объяснение. И, не создавая суматоху, давайте займёмся делом!

Основы демикширования

Возможно, Вы помните кнопку «караоке», которую раньше можно было найти на некоторых домашних аудиосистемах. Нажав на неё, можно было попытаться удалить вокал из записи. Это было занятие с переменным успехом, но теперь, при современном развитии технологии, у нас есть намного более эффективные инструменты для извлечения или удаления индивидуальных элементов из уже готового микса.

Успех любой работы по демикшированию зависит от трёх вещей: идентификации характеристик тех элементов, что Вы хотите извлечь; нахождения правильных инструментов для их извлечения и эффективного использования этих самых инструментов. Давайте рассмотрим каждый из данных аспектов.

Во-первых, исходный материал нужно тщательно проанализировать. Слушайте, как сидят инструменты в миксе, как они панорамированы, каков их частотный диапазон и гармоники. Спектральный анализатор и другие измерители помогут визуализировать то, что Вы слышите. Элементы, обособленно размещённые в стереополе или имеющие по сравнению с другими инструментами чётко дифференцированный частотный диапазон, намного легче извлечь, чем те, что перемешаны с другими партиями.

Как только Вы определили отличительные особенности нужной партии, можно начать думать об наиболее оптимальных инструментах для её извлечения или удаления. Мы возьмём каждый метод и протестируем его на наших треках. Большую часть времени мы будем рассматривать обособленное применение методов, и то, как они влияют на звук. Однако, чтобы получить действительно хорошие результаты в «боевых» условиях, Вам, скорее всего, придётся использовать комбинацию нескольких методик. К примеру, Вы можете использовать суммирование в моно, чтобы изолировать центральный вокал, а затем применить HP-фильтр, чтобы убить остаточный бас и большой барабан. Кроме того, примите во внимание, что в результате демикширования Вы часто будете получать слышимые артефакты, но если Вы используете извлечённые элементы в составе другого микса, эти артефакты будут выглядеть далеко не так проблематично, как в изоляции.

Наконец, Вам нужно практика, чтобы освоить инструменты и получить соответствующие навыки. Конечно, такие простые вещи, как суммирование в моно или MID/SIDE-изоляция можно провернуть буквально несколькими щелчками мыши. Но работа с режекторными/полосовыми фильтрами и спектральное редактирование требуют намного более деликатного обращения, особенно если Вы не хотите повредить высокие гармоники партии.

Большие ожидания

Хотя команда CM достаточно подкована в таком вопросе, как демикширование, даже нас удивляли результаты, которые мы получали от определённых методов – некоторые были очень хороши, некоторые… так сказать, не очень. Поскольку демикширование может стать весьма замороченным делом и некоторые методики могут привести к непредсказуемым результатам, то желательно научиться управлять своими ожиданиями успеха. Пока ещё не придумали волшебную программу, которая одним нажатием кнопки разложит трек на прекрасно звучащие индивидуальные элементы. Поэтому, Вы должны научиться понимать, когда извлечённый материал уже достиг предела своих и Ваших возможностей.

К сожалению, в большинстве ситуаций невозможно извлечь точную копию нужного Вам элемента. Вероятно, будет остаток от других партий и некоторые слышимые артефакты – например, при интенсивной спектральной обработке весьма обычны этакие журчаще-булькатящие призвуки.

Теперь настал хороший момент сказать, что у многих разработчиков ПО, предназначенного для демикширования, есть аудио и видеопримеры, которые далеко не всегда репрезентативны относительно работы программ в реальных условиях. Поскольку они хотят представить свои продукты в наиболее выгодном свете, то они часто демонстрируют специально сконструированные треки, легко поддающиеся демикшированию. Это может дать неправильное представление потенциала продукта. К счастью, у многих из них есть демо-версии, которые можно свободно скачать и оценить на своих треках, насколько реклама соответствует действительности.

Суммирование в моно

Обычно, мы стараемся избежать такого явления, как противофаза. Это случается тогда, когда две или более звуковых волн с похожими гармоническими частотами немного смещены относительно друг друга и/или одна из них находится «вверх тормашками» (техническим языком – инвертирована полярность), что приводит к весьма заметным, и часто неприятным изменениям в звучании. В результате взаимодействия, некоторые частоты могут погасить друг друга, либо, наоборот, резко усилиться, создавая непредсказуемые звуковые аномалии.

Простой способ продемонстрировать это явление состоит в том, чтобы взять две идентичные синусоидальные волны и выстроить их так, чтобы пик одной приходился на впадину другой. При суммировании в микшере, обе волны погасят друг друга, и на выходе Вы получите плоскую линию или тишину. Есть два способа, которыми Вы можете «расфазировать» вторую волну. Её можно либо просто инвертировать, либо начать с другого места, расположенного посередине полного цикла первой волны (называется фазовое смещение на 180°). Вообразите более сложную ассиметричную волну, и мы надеемся, что Вы сможете оценить, как эти два метода дадут различные результаты.

На практике, одна из наиболее распространённых противофазных проблем связана с мультимикрофонной записью живых инструментов. Если микрофоны размещены на разных расстояниях от источника, то записанное аудио может быть не синхронно. И если, к примеру, Вы подзвучили большой барабан и спереди, и сзади, то на записи фаза будет инвертирована, поскольку звуковые волны двигались в противоположных направлениях.

Хотя в контексте живой записи противофаза крайне нежелательна, при демикшировании она может стать неоценимым инструментом, поскольку это быстрый и лёгкий способ удалить информацию, одновременно находящуюся в обоих каналах стереосигнала. Принцип этого метода таков: стереофонический трек разделяется на два монофонических канала – правый и левый – в одном из каналов инвертируется фаза, и при суммировании в них уничтожается любая информация, одновременно присутствующая в обоих каналах. Эффективность этой методики полностью зависит от аранжировки и эффектов, использованных в треке. В большинстве песен, барабаны, бас и вокал находятся в центре, но они могут использовать различные стереоэффекты (например, реверберацию, задержку или хорус), создающие движение между правым и левым каналами. Противофаза вообще никак не удалит эти сигналы, хотя, возможно, Вы могли бы испытать специализированное ПО для подавления реверберации (о чём мы поговорим несколько позже).

Для этого примера мы использовали бесплатный звуковой редактор Audacity, но любой другой редактор или DAW тоже легко справятся с этой простой обработкой.

>Шаг за шагом: Удаление центральных звуков путём суммирования в моно инвертированных по фазе каналов


1.Эта простая техника использовалась в течение многих лет, чтобы делать «караоке»-версии стереофонических треков. Она удаляет сигналы, одновременно присутствующие в левом и правом каналах, такие, как расположенные в центре вокалы и барабаны (стереофонические компоненты этих звуков, такие, реверберация, удаляться не будут). Для примера, возьмём файл House.wav из Example Tracks (на DVD-версии он находится в папке Unmixing).

2.В этом треке инструменты панорамированы весьма широко, а вокал находится практически точно в центре. Мы разделяем его на монофонические левый и правый каналы, выбирая из выпадающего меню свойств пункт Split Stereo Track.

3.Теперь у нас есть индивидуальные файлы обоих каналов, для которых мы выбираем пункт Mono в том же самом меню. Теперь, если одновременно воспроизвести их в Audacity, звучание станет очень искажённым, поскольку мы суммируем два идентичных сигнала, что приводит к двукратному увеличению общего уровня.

4.Теперь возьмём один из каналов и применим к нему Effect»Invert, что изменит его полярность или фазу. Теперь, если воспроизвести их вместе, любые идентичные сигналы в обоих каналах погасят друг друга. В результате мы получаем трек, практически свободный от вокала.

5.Однако, мы также потеряли большой барабан и бас, которые также идентичны для обоих каналов. Мы можем исправить эту проблему, обработав эквалайзером один из них. Выбираем любой и применяем Effect»Equalization.

6.Мы срезаем все частоты, что ниже 400 Гц. Здесь находится большая часть баса и большого барабана. Теперь, если всё это воспроизвести, мы увидим, что большая часть инструментов сохранилась, тогда как вокал остался где-то очень далеко.

Избирательная инверсия фазы

В зависимости от исходного материала и панорамы инструментов, предыдущий метод может дать очень впечатляющие результаты. Однако, конечный продукт сильно зависит от того, насколько широко панорамирован трек, и в случае монофонического материала, этот метод вообще неприменим.

Но есть некоторые обходные пути, которые могут здорово помочь. Если имеются инструментальная и полная версия песни, то Вы можете инвертировать одну из них, и затем сделать суммирование. В результате, останется только лишь отличающийся элемент – вокал. Но это в теории, а на практике часто будет присутствовать какой-то остаток от инструментов (или их эффектов). Причин этому много. Это и немного другой рендеринг, и детонации на старых записях, и мастеринговая обработка, по-разному ответившая на сигналы в каждом из треков. В одних случаях это работает волшебно, в других не работает никак.

Было время в 90-х, когда чуть ли не у каждого CD-сингла имелась инструментальная версия. В наши же дни надо очень постараться, чтобы найти идентичную безголосую версию хоть какой-нибудь песни. Однако, эпически расширенные или даб-миксы часто имеют дополнительные секции, включающие комбинации инструментов и вокала, что делает их идеальными кандидатами на инверсию фазы.

Эта техника лучше всего работает с теми треками, где имеется постоянный стабильный темп и происходят минимальные вариации от секции к секции. К примеру, если песня начинается несколькими тактами с большим барабаном и больше ничем, то, теоретически, Вы можете взять эту секцию, инвертировать её и использовать, чтобы удалить бочку в остальной части трека. В реальности, результат будет зависеть от того, насколько этот инструмент одинаков на протяжении песни. В современных танцевальных треках, где на всём протяжении играет одна и та же засэмплированная бочка, Вы сможете добиться превосходного подавления, тогда как с живыми барабанами, это, возможно, никак и не сработает.

Эту технику можно использовать и с очень маленькими фрагментами, применяя только одиночные элементы, такие как удар барабана или короткий кусочек басовой партии. Вы ставите фрагмент в нужное место, осуществляете инверсию и вычитание, потом ставите его в другое место – и так раз за разом до конца трека. Возможности здесь бесконечны, но эта работа требует очень много времени и усилий для установки точного тайминга каждого фрагмента. Чтобы получить наилучшие результаты, Вы должны позиционировать их с точностью до сэмпла. Возможно, в некоторых случаях, Вам даже придётся использовать суб-сэмпловую задержку (например, бесплатный Airwindows SampleDelay), чтобы поместить звук «между» сэмплами.

>Шаг за шагом: Изоляция вокала путём инверсии фазы в инструментальной секции


1.Чтобы изолировать вокал, мы опять собираемся использовать инверсию фазы. И для этого примера снова прекрасно подойдёт файл House.wav, поскольку у него есть 8-тактовая инструментальная секция, весьма похожая на ту, где содержится вокал. Мы импортируем его в нашу DAW, и разрежем на две секции, назначая их на разные треки.

2.Изменим масштаб изображения, чтобы точно определить сильные доли и транзиенты, и потом выстроим их в линию. Это довольно трудная задача, так как треки очень заполнены. Чем ближе мы будем подбираться к полному выравниванию, тем больше фейзероподобных эффектов будем заметно. Вы услышите, как частота этого «фейзера» поднимается всё выше и выше, пока, в конечном счёте, Вы не найдёте ту точку, где впоследствии будет максимальное подавление.

3.Инвертируем фазу второго трека. Для этого вставим плагин Logic Stereo и отметим ячейки Left и Right Phase Invert. Звучит довольно хорошо. Если это не так, попробуйте получше выровнять треки относительно друг друга. Здесь есть звуковой эффект (что-то типа аплифта), дающий ненужные призвуки в низких частотах. Чтобы замаскировать это, вставим в мастер-шину обрезной НЧ-фильтр с частотой 430 Гц. Результат можете послушать в Tutorial Files.

>Шаг за шагом: удаляем большой барабан


1.У нашей композиции есть двухтактное интро, где играет только лишь большой барабан. И мы можем использовать его, чтобы удалить бочку из всего трека. Фактически, это тот же самый трюк, что был описан выше. Для начала, выровняем первую сильную долю с первым тактом, и используем функцию Detect Tempo, чтобы определить темп.

2.Мы устанавливаем темп проекта согласно обнаруженному значению 129.0795 bpm. Скопируем наш двухтактный паттерн и вставим его под каждым вторым тактом трека. Инвертируем фазу, пользуясь плагином Logic Stereo, и начинаем слушать. Сначала бочка уничтожается просто великолепно, но вскоре эффект начинает ослабевать, поскольку темп подобран не совсем точно. Как это происходит, Вы можете услышать в папке Tutorial Files.

3.Поставим курсор на последний удар большого барабана в треке 1. Увеличим масштаб и найдём его начальный транзиент. Теперь малыми приращениями будем регулировать темп, пока не увидим, что волны выстраиваются в одну линию. Кроме того, вручную подтолкнём некоторые удары, чтобы получить максимально точную синхронизацию. Чем точнее будут стоять сэмплы, тем лучше будет подавление.

M/S-обработка

Скорее всего, Вы слышали об этой технологии применительно к записи акустических инструментов или как о мастеринговом эффекте, при помощи которого можно регулировать ширину стереосигнала. Однако, эту методику можно использовать, чтобы демикшировать некоторые типы аудиоматериала. Любой стереосигнал можно конвертировать в M/S-формат и обратно. Фактически, это кодирование/декодирование та же самая вещь, что и описанные выше суммирование в моно и инверсия фазы. Так что, здесь нет ничего сверхъестественного. Существует множество плагинов, имеющих встроенные матрицы M/S-преобразования, и Вы можете использовать их, чтобы облегчить свою работу.

Итак, M/S-матрица разделяет стереосигнал на два компонента. «MID» или «моно» включает информацию, которая содержится в обоих каналах – в левом и правом. Получается она простым сложением этих каналов. «SIDE» или «стерео» содержит информацию о различиях между каналами. Получается она путём вычитания одного канала из другого. После кодирования этими компонентами можно управлять независимо друг от друга. (Декодирование осуществляется по тем же самым формулам, только лишь с учётом компенсации увеличения уровня).

Таким образом, Вы можете использовать эту методику, чтобы изолировать или подавить инструменты, преимущественно находящиеся в MID или SIDE сигналах. При M/S-обработке лучше пользоваться линейно-фазовыми эквалайзерами (впрочем, это относится и к обычной стереообработке), иначе Вы рискуете получить различные неприятные фазовые взаимодействия между каналами. M/S-обработка может также использоваться, если требуется «приручить» широкую реверберацию на инструменте, расположенном в центре. Просто понизьте уровень SIDE-сигнала так, как считаете нужным.

Не волнуйтесь, если у Вас сейчас нет идей по поводу того, как применять эту технологию. Достаточно понять, как она работает, и, возможно, идеи потом придут сами. Просто пропустите несколько своих треков через M/S-плагин и поиграйтесь с доступными параметрами. К примеру, есть замечательные плагины Brainworx bx_solo и Voxengo MSED, которые бесплатны и имеют схожую функциональность. Кроме того, у Вас могут быть ранее не используемые M/S-плагины, входящие в состав DAW. К примеру, Ableton Live EQ Eight имеет M/S-режим, спрятанный в меню Mode. iZotope Ozone 5 имеет мощный M/S-процессор, доступный практически для всех его модулей и функций. Щёлкните по кнопке Stereo в любом модуле и получите доступ к продвинутому M/S-функционалу, позволяющему независимо управлять почти любыми аспектами обработки. Альтернативно, можно выбрать M/S-шаблоны в меню пресетов Utility и одним щелчком мыши получить доступ к большинству функций. И пока мы говорим об этом плагине, напомню о пресете 'Karaoke-ize', который может быть особенно полезен при подавлении вокала. Он делает массивный вырез в MID-канале, убирая всё, кроме самых высоких и низких частот. Модуль Stereo Imaging также имеет функции инверсии фазы, перемены каналов местами и суммирования в моно. Все эти функции работают на многополосной основе. Таким образом, Ozone является очень полезным инструментом для подобной работы.

>Шаг за шагом: Использование M/S-плагинов


1.M/S-обработка здорово облегчает коррекцию монофонических и стереофонических аспектов записанного материала. Загрузите в свою DAW файл Ethnic.wav, и поставьте в дорожку плагин Brainworx bx_solo. Нажав кнопку M Solo, Вы заглушите широкую реверберацию, сделав звучание более компактным. Это всё равно, что ручное суммирование в моно, только удобней.

2.Давайте теперь испытаем этот плагин с другим типом звука. Файл Jazz.wav содержит пианино, панорамированное в левую сторону, поэтому мы можем использовать M/S-обработку и эквализацию, чтобы изолировать его. Снова используем bx_solo, но в этот раз нажмём кнопку S Solo, чтобы заглушить MID-канал. Повернув регулятор Stereo-Width до 300%, мы увеличим уровень.

3.Теперь используем эквалайзер, чтобы отрезать бас и высокую перкуссию, которые всё ещё слышны. Возьмём плагин DDMF LP10 и включим в нём линейно-фазовый режим. Это важно, если нам потребуется потом сделать комбинацию с оригинальным MID-сигналом. Выберем FlexBP и настроем его так, чтобы срезать низкие и высокие частоты, оставляя, главным образом, только лишь пианино.

Хирургическая эквализация/фильтрация

Скорее всего, Вы знаете, как при помощи эквалайзера сформировать нужный тональный характер. Но для следующего способа демикширования мы будем использовать экстремальные методы фильтрации, чтобы отыскать и изолировать в полном миксе нужные звуки. Чрезвычайно узкие BP-фильтры могут применяться, чтобы убрать все частоты, за исключением крошечной полосы тех, что составляют звук, который Вы надеетесь изолировать. (Режекторный фильтр работает с точностью до наоборот – он оставляет все частоты, удаляя только какую-то узкую полосу). Так Вы можете изолировать даже отдельную ноту, но звучание будет довольно плоским и безжизненным, потому что высокие гармоники будут тоже уничтожены. Чтобы сохранить их, Вам потребуется дополнительный набор фильтров, которые будут извлекать гармоники основной частоты.

Если пропустить любой сигнал простой формы (прямоугольник, синус и т.д.) через анализатор спектра, то увидите самый низкий частотный пик. Это и будет фундаментальная частота данной ноты. Вы также увидите пики в более высоких частотах, связанных с фундаментальной. В зависимости от гармонического содержания звуковой волны, эти пики могут иметь разные амплитуды, но если брать сигналы базовых форм, они всегда будут располагаться в частотах, кратных фундаментальной. Например, нота, показанная на скриншоте, имеет частоту 440 Гц, и её следующая гармоника находится на частоте 1320 Гц – то есть, ровно в три раза выше фундаментальной частоты.

Гармоники на анализаторе спектра.

Вооружившись этим математическим знанием, мы можем использовать экстремальную фильтрацию, чтобы изолировать или удалить специфические частоты и гармоники. Эта методика лучше всего работает с музыкальными звуками, не очень интенсивно изменяющими свою частоту. Протяжные ноты, такие, как высокие стринги или басовые дроны, могут быть очень эффективно изолированы. Однако, звуки с богатой гармонической структурой, такие, как барабаны или синтетические пэды, имеют сложные частотные модуляции, что крайне затрудняет использование этого метода.

>Шаг за шагом: Использование хирургической фильтрации для изоляции гармоник


1.Мы попробуем изолировать высокий пульсирующий звук в треке Ragga.wav, и применим для этого BP-фильтр. Загрузим файл и вставим Voxengo SPAN, чтобы получить визуальное представление нужных нам частот. Мы определили, что фундаментальная частота этого звука составляет примерно 400 Гц.

2.Теперь помещаем сюда band pass фильтр. Для этой цели используем DDMF IIEQ Pro, который имеет очень крутые фильтры. Выберем параметры Butter LP и Ord:10, что даст нам очень резкий LP-фильтр. Используем 400 Гц в качестве отправной точки и крутим частоту среза вокруг этой области, пока не находим, что при частоте 388 Гц синтезатор звучит наиболее громко.

3.Держим частоту 388 Гц и изменяем тип фильтра на Butter BP. Увеличиваем добротность (Q) до 5.00, чтобы получить очень узкий band pass фильтр. Это позволяет нам услышать только фундаментальную частоту синтезатора и отбросить всё остальное. Послушайте пример в папке Tutorial Files, чтобы понять, насколько это далеко от оригинала!

4.Теперь скопируем трек и начнём охоту за следующей частотой. SPAN показывает нам, что следующий гармонический пик находится в области 800 Гц. Поскольку гармоники кратны фундаментальной частоте, то мы должны установить свой полосовой фильтр на частоту 776 Гц (338 Гц х 2). Мы устанавливаем 775 Гц (данный плагин не позволяет выбрать 776 Гц).

5.Продолжаем копировать трек и устанавливать фильтры с частотами, кратными 388 Гц. В общей сложности, у нас получилось шесть треков. Фильтры в них настроены на следующие частоты: 388 (1x), 775 (2x), 1163 (3x), 1551 (4x), 3103 (8x) и 6207 (16x) Гц. Чтобы сэкономить время, мы пропустили некоторые гармоники, но если есть желание, Вы можете продолжить дальше. Как говорится, совершенству нет предела.

6.Хотя мы постарались сохранить высокие гармоники, изолированный звук выглядит несколько блекло по сравнению с оригиналом. Мы можем исправить это, искусственно добавив немного высоких гармоник. Сначала мы воспользуемся плагином Overdrive, настроив параметры Drive на 6dB и Tone на 6300 Гц, что близко к нашей самой высокой гармонике. А потом пропустим всё это через биткрэшер, установив 8dB Drive и 4x Downsampling, чтобы получить хрустящие колючие верха.

Шумоподавление

Некоторые звуки намного труднее поддаются изоляции, чем другие. Свип-пэды и струнные, наверное, самые проблематичные из них. Эти типы звуков имеют огромный частотный спектр, много сильных гармоник и часто переплетены с другими инструментами. Кроме того, пэды часто очень широки и заполняют всё стереопространство, что не позволяет применять для их изоляции такие методы, как M/S и суммирование в моно. Транзиенты в них также очень медленные, что тоже не способствует их идентификации и удалению. В некоторых случаях можно использовать спектральное редактирование, чтобы задавить продолжительные частоты, составляющие пэд, но это может затронуть и другие звуки в миксе.

Единственный инструмент, который может довольно неплохо справляться с пэдами и прочими протяжными звуками – это шумоподавитель с системой обучения. Он идентифицирует частотный «отпечаток» маленькой секции аудио, и затем использует его в качестве шаблона, чтобы обнаружить и удалить те же самые частоты из остального звукового материала, где они могут быть перемешаны с частотами других инструментов. Обычный метод использования таков: Вы выбираете часть звукового сигнала, где содержится только лишь шум, и заставляете процессор изучить его. Потом Вы можете настроить, насколько «свирепо» он будет душить этот шум в полезном сигнале. Конечно, шумоподавители разработаны для борьбы с шипением и треском, но мы можем подсунуть ему вместо шума небольшой кусочек пэда, и, теоретически, результат должен быть аналогичным.

Некоторые продвинутые редакторы имеют адаптивные алгоритмы шумоподавления, изменяющие шумовой профиль на протяжении всего сигнала. Это может быть особенно полезно для удаления разворачивающихся подвижных пэдов и прочих продолжительных звуков с нестационарным спектром. У бесплатного редактора Audacity есть на удивление эффективный и простой в использовании шумодав. Более продвинутые опции можно найти в таких программах, как Adobe Audition и iZotope RX2.

>Шаг за шагом: Использование шумоподавителя для удаления пэдов


1.Обычно, инструмент Audacity Noise Removal используется для того, чтобы удалять фоновый шум. Но в данном случае мы заставим его «изучить» изолированный кусочек пэда, чтобы потом удалить его из полного микса. Итак, включите Audacity и загрузите в неё файл Chill.wav.

2.Мы хотим изолировать гитарную партию, но она укрыта фоновыми пэдами, дронами и эффектами. К тому же, всё это щедро сдобрено реверберацией. Мы возьмём кусочек пэда, находящийся как раз перед началом гитарной партии. Затем откроем меню Effect и выберем Noise Removal.

3.Теперь нужно заставить программу использовать его как шум. Для этого нажимаем кнопку Get Noise Profile, что заставит Audacity изучить частотные свойства этого фрагмента.

4.Теперь выделяем весь файл, снова открываем меню Noise Profile и перемещаем слайдер Noise Reduction до максимального значения 48dB. Поскольку мы не хотим, чтобы транзиенты гитары были обработаны слишком резко, то перемещаем слайдеры Frequency smoothing на 500 Гц и Attack/decay на 0,5 сек.

5.Этот пэд постоянно изменяет свой тембр, поэтому шумоподавление становится менее эффективным, пока, в конечном счёте, этот звук не станет очень слышимым после финального аккорда. На сей раз выберем этот фрагмент, и используем его как профиль для второго прохода шумоподавления. В этот раз нам не потребуется такой высокий уровень подавления, поскольку остаток пэда стал намного тише.

6.Установим слайдер Reduction на 26dB и повторим процесс. Теперь гитара звучит намного чище. Если бы мы использовали эту партию в своём треке, то, скорее всего, обработали б её нойз-гейтом, чтобы удалить остатки пэда в паузах. Дальнейшие эксперименты и использование более продвинутого ПО могут дать ещё лучшие результаты, особенно в сочетании с другими методами, описанными в нашей статье.

Спектральное редактирование

Как мы говорили в начале статьи, отделение индивидуальных партий из смикшированного трека похоже на попытку испечь пирог обратно. Частоты и гармоники перемешиваются друг с другом, что крайне затрудняет определить их принадлежность и вытащить из общей кучи. Мы уже продемонстрировали, что узкая полосовая фильтрация может сделать приличную работу, если частоты не изменяются. Но этот метод неприменим, если мелодия перемещается в частотном диапазоне. Таким образом, мы нуждаемся в каком-то средстве, которое позволит увидеть нужную частотную информацию в общем сигнале и вручную отредактировать её. Тут то и приходит на помощь спектральное редактирование.

Бесплатное ПО для спектрального редактирования встречается чрезвычайно редко, и, в принципе, мы не знаем ни об одном. Но зато есть много коммерческих вариантов с нормальными функциональными демо-версиями. iZotope RX2 – один из лучших. У него простой интерфейс и большой набор умных инструментов. У него есть одна специфическая функция, можно даже сказать, что уникальная – это возможность автоматически разбирать аудиоматериал на тональные и атональные элементы. Благодаря этой функции Вы можете удалить перкуссию из трека или извлечь согласные из вокала (например «с» или «п»), которые могли быть пропущены при ручном спектральном редактировании. Это очень хорошая мощная программа, хотя цена немного кусается: £249 за стандартную версию и £799 за Advanced. Но оно того стоит.

Не так давно на рынок вышла программа Sony Creative Software SpectraLayers Pro (£309). Она имеет схожий с RX2 функционал, хотя и предлагает некоторые более креативные опции. Вообще, такое ощущение, что её разрабатывали под впечатлением другой программы, которую мы хотели бы упомянуть в контексте демикширования. Речь идёт о таком редакторе, как Photosounder (£36). Он приобрёл известность тем, что умеет превращать картинку в звук и наоборот. Кроме того, Photosounder – прекрасный спектральный редактор с большим набором умных инструментов. Тот факт, что он позволяет экспортировать в виде BMP-файла, может сыграть значительную роль. Ничто не мешает импортировать картинку в PhotoShop и для её очистки воспользоваться прецизионными графическими инструментами.

Sony SpectraLayers Pro

Фактически, спектральные редакторы имеют инструменты, весьма похожие на то, чем пользуется графическое ПО. Здесь и кисть, и ластик, и лассо – все они применяются при спектральном редактировании. Однако, есть один специфический инструмент, называемый 'harmonics', который позволяет автоматически находить гармоники фундаментальной частоты. Это отличный инструмент для работы с любыми музыкальными звуками, позволяя одновременно изолировать множество гармоник.

>Шаг за шагом: Использование iZotope RX2 для извлечения барабанов


1.Загрузим в iZotope RX2 файл Disco.wav и выберем всю волновую форму. Для начала, попробуем извлечь только тональные партии. Нажмём De-construct, выберем пресет Extract Tonal Components и нажмём Process. Это существенно приглушило перкуссию и сохранило другие инструменты.

2.Давайте попробуем противоположную вещь. Снова возьмём оригинальный Disco.wav и выберем пресет Extract Noisy Components. У нас останутся только барабаны. Однако, если Вы послушаете файл, то обратите внимание на очень слабые низкие частоты, поскольку заодно удалился и большой барабан. Давайте как-то решим эту проблему…

3.Снова вернём в исходное состояние Disco.wav, выберем инструмент Frequency Selection и выделим всё, что выше 200 Гц. Теперь из обработки исключён низ частотного диапазона, где как раз и находится большой барабан. Теперь снова выбираем Extract Noisy Components, и в этот раз звучание становится намного лучше, поскольку низа практически не затронуты.

>Шаг за шагом: Извлечение вокала при помощи Photosounder


1.Давайте попробуем извлечь вокал из трека Jazz.wav. Загружаем его в Photosounder и включаем в программе режим Lossless. У этого режима есть некоторые ограничения, но для нашей работы они не представляют проблем. К тому же, это будет гарантировать, что к аудио будет применена самая качественная и бережная обработка.

2.В меню Tools отметим пункты Smart Erase, Harmonics Modifier и Magnet Modifier. Эта комбинация заставит курсор притягиваться к ярким (громким) частотам и «красить» гармоники выше фундаментальной частоты. Мы собираемся стереть вокал и затем инвертировать результат, чтобы возвратить его без всего остального.

3.Затем поставим регулятор Pixel Spray Width на 25 и начнём работать с материалом, стирая вокальную линию с максимальной тщательностью. Чтобы изменить масштаб, можно покрутить колёсико мыши. Мы можем проверять свою работу, периодически нажимая кнопку INV. Наша цель – получить громкий и ясный вокал, без чрезмерного присутствия других инструментов.

4.Теперь инвертируем маску и возьмём инструмент Dark spray, чтобы очистить аудио, удаляя гармоники, не относящиеся к вокалу. Эта ручная живопись с активным Harmonics Modifier также закрасила бы большинство высоких гармоник, поэтому мы отключаем эту опцию. Уменьшим значение Pixel Spray Width, чтобы получить более точное редактирование в трудных местах, включая удаление фортепьянной партии.

5.Результат звучит неплохо, но мы потеряли некоторые согласные звуки – например, сибилянты в словах 'this' и 'kiss'. Мы могли бы попробовать нарисовать их обратно или скопировать с оригинального аудио, но вместо этого пойдём более простым путём. Загрузим оригинал Jazz.wav в iZotope RX2 и применим функцию De-construct с пресетом Extract Noisy Components.

6.Как Вы слышите, после этой обработки остались только вокальные согласные звуки, поскольку в них есть определённый перкуссионный элемент. Теперь надо скомбинировать оба файла: тональную информацию, вручную извлечённую при помощи Photosounder и согласные из RX2. Мы сделаем это, просто загрузив их в Audacity и применив функцию Tracks»Mix and Render. Результат можно послушать в папке Tutorial Files.

Удаление реверберации

Хотя эта сравнительно новая технология сама по себе и не является инструментом демикширования, зато она может быть очень сильным вспомогательным инструментом для тех людей, кто занимается этим нелёгким делом. Математика позади этих программ ужасающе сложна, хотя концепция очень проста: просто попустите через плагин звуковой сигнал, и он уменьшит в нём уровень реверберации. Насколько хорошо это сработает, часто зависит от того, из какого места растут у пользователя руки. Вы должны будете помочь своему «антиревербератору» найти соответствующие транзиенты. Для этого надо установить правильный пороговый уровень. Эквализация входного сигнала также помогает обнаруживать транзиенты, особенно если Вы пытаетесь воздействовать только на определённые частоты. Таким образом, ослабляя или удаляя реверберацию, Вы облегчаете себе задачу по нахождению концов нот при дальнейшей обработке.

Не так давно появился плагин Zynaptiq Unveil, имеющий в своей основе передовые алгоритмы на базе искусственных нейронных сетей. Он позволяет управлять различными характеристиками реверберации в уже смикшированном материале, включая такие параметры, как продолжительность, уровень или тональность. Стоит он £250, но это реально удивительный плагин. В качестве альтернативы можно попробовать более дешёвый SPL Deverb (£38), который делает честную работу по коррекции нежелательных реверберационных хвостов. Лучше всего он работает с индивидуальными инструментами, а при обработке полных миксов ему не хватает той прозрачности и изящества, что есть у Unveil.

>Шаг за шагом: Уменьшение длинной реверберации при помощи плагина Zynaptiq Unveil


1.У нас есть плотно оркестрованный классический трек, загруженный в Photosounder. Используя ранее описанные методы спектрального редактирования, мы хотим извлечь из него вокал, но, к сожалению, он сильно «пропитан» реверберацией. Это сильно затрудняет обнаружение гармоник и транзиентов, поскольку они имеют размазанную структуру. Поэтому, прежде чем начать заниматься спектральными манипуляциями, нам нужно как-то уменьшить здесь реверберацию.

2.В качестве оружия возьмём плагин Zynaptiq Unveil. Чтобы помочь ему обнаружить транзиенты в вокале, мы, для начала, уберём нежелательные частоты других инструментов. Поскольку Photosounder показывает, что фундаментальная частота вокала находится в районе 300 Гц, то мы загружаем трек в нашу DAW и используем обрезной НЧ-фильтр с частотой 270 Гц.

3.Вставляем Unveil после эквалайзера и поворачиваем ручку Focus до конца вверх, чтобы получить максимальное подавление реверберации. Затем нажмём кнопку Transient Thresh Solo, чтобы ясно услышать транзиенты, которые идентифицировал Unveil. Цель состоит в том, чтобы воздействовать на начало каждой ноты в вокальных фразах, и значение 0,08, как нам кажется, добивается её.

4.Теперь, если мы отключим кнопку Solo, то сможем услышать финальную работу этого плагина. Огромное количество реверберации было удалено, и весь трек звучит теперь более сфокусировано и намного чище.

5.Теперь можно импортировать обработанный файл обратно в Photosounder и начать спокойно заниматься извлечением вокала из трека.

Специализированное ПО

Мы рассмотрели большой диапазон методов и программного обеспечения, используемых для целей демикширования. Тем не менее, существует некоторое количество других плагинов и программ, о которых стоит упомянуть в контексте этой статьи. На наш взгляд, среди них есть весьма существенные вещи для любого человека, занимающегося демикшированием.

QuikQuak MashTactic является весьма интересным плагином, специально разработанным для этой цели. Стоит он всего лишь £50, но это очень малая цена за ту функциональность, что он предлагает. Говоря проще, это эквалайзер с очень большим количеством полос, работающими не только с частотным диапазоном, но и позволяющими манипулировать стереополем. Одна из его фишек – это простой X/Y-дисплей, отображающий на своих осях частотное и пространственное распространение сигнала. Вы можете использовать мышь, чтобы рисовать на нём прямоугольники (или эллипсы) и затем регулировать параметры всей звуковой информации внутри или снаружи выделенных областей. Это особенно полезно для демикширования материала, содержащего широко панорамированные или центральные звуки со специфическим частотным диапазоном.

Как и MashTactic, недавно выпущенный Roland R-Mix тоже изолирует партии со специфическими частотами или панорамированием. Интерфейс и инструменты тоже довольно похожи. Плагин доступен для Mac и PC по цене £129, и будет включён в виде функции в ожидаемое ПО Cakewalk Sonar X2 Producer. Стоит сказать, что текущая версия несколько ограничена, но мы всё равно заинтересовались ею, чтобы увидеть улучшение её функциональности при дальнейших обновлениях. Есть также версия для iPad, которая называется R-Mix Tab. Там представлены только некоторые базовые функции и довольно сырой интерфейс, и мы не думаем, что она будет работать как MashTactic. Тем не менее, это весьма интересное приложение.

Zynaptic Pitchmap – это плагин, который в реальном времени позволяет изменять тональность и мелодию полифонического аудиоматериала. Однако, его также можно использовать для демикширования, чтобы изолировать или удалить специфические частоты. Для грубого и быстрого эффекта, Вы можете обрезать настраиваемый диапазон верхних и нижних нот, пользуясь функцией глобального заглушения. Если требуется более хирургическое вмешательство, Вы можете воспользоваться режимом 'custom' и глушить индивидуальные ноты. Этот плагин лучше всего работает с разрежённой инструментовкой, но правильно подбирая настройки таких параметров, как Threshold и Algorithm, Вы сможете добиться просто фантастических результатов. Стоит он не очень дешёво – £280 – но в умелых руках может стать очень полезным инструментом.

Zynaptic Pitchmap: используйте глобальное заглушение и отключение индивидуальных нот, чтобы изолировать специфические частоты.

Наконец, мы надеемся проверить вторую итерацию программы Neuratron Hit'n'Mix, которая должна выйти ближе к концу этого года. Первая версия подняла шумиху своим впечатляющим видеороликом, но вскоре выяснилось, что здесь было больше рекламы, чем реального дела. Автоматические алгоритмы генерировали аудио, полное артефактов, но мы желаем дать им второй шанс и надеемся, что более профессиональное продолжение всё-таки реализует те обещания, что были даны в первой версии.

>Шаг за шагом: Использование QuikQuak MashTactic


1.Для примера возьмём файл Voiceover.wav, который содержит фоновую ТВ-музыку и диалог. Загрузим его в DAW и добавим MashTactic как эффект. Попробуем изолировать флейту, которая панорамирована далеко влево.

2.Так как флейта играет продолжительные ноты, мы повернём на максимум ручку Frame averaging, чтобы замедлить дисплей. Так нам будет проще увидеть, что там происходит. Деактивируем Ellipse и нарисуем прямоугольник вокруг изображения, которое самое яркое, когда играет флейта. Регулятор Exclusion gain поставим в положение –inf, чтобы заглушить всё, что за пределами выделенной области.

3.Давайте попробуем тот же самый трюк, чтобы удалить диалог. Яркие цветные точки показывают, что голос панорамирован практически точно в центр и имеет узкое распространение. Активируем Ellipse и выделим две области, содержащие эти яркие точки. Затем поставим регулятор Onset gain в положение –inf для обеих областей. В результате, голос полностью заглушен. Как это получилось, можете проверить в папке Tutorial Files.

СОВЕТЫ И ТРЮКИ

1.Если Вы пытаетесь вычитать фазу, пользуясь двумя сэмплами, взятыми из разных источников, помните, что любое различие в амплитуде будет мешать реализации этой задачи. Дело в том, что у одного из сигналов будет недостаточная амплитуда, чтобы осуществить полное взаимное погашение. Поэтому, чтобы получить качественный результат, потребуется настраивать не только тайминги сэмплов, но и их уровень.

2.Поскольку низкочастотные звуки имеют более длинные волны, чем высокочастотные, то их проще визуально совмещать. Кроме того, с ними можно не так гоняться за прецизионным таймингом. А вот высокочастотные инструменты, такие, как хэт или малый барабан, имеют короткие и острые волновые формы, и их намного труднее обрабатывать при помощи этого метода. Прямой высокочастотный срез менее трудоёмок и часто не менее эффективен.

3.С нежностью обращайтесь с самыми низкими и самыми высокими частотами, поскольку значительная часть веса и сияния прибывает из этих крайних областей спектра. Делайте всё, чтобы устранить грязь из низов и нежелательное шипение из верхов, но при этом старайтесь делать это максимально осторожно и тщательно. Если Вы хотите сохранить характер демикшируемых элементов, то не забывайте, часто он часто зависит именно от этих частот.

Если противофаза не справляется с высокочастотными инструментами, попробуйте применить старый добрый обрезной ВЧ-фильтр.

4.Зачастую, бывает трудно изолировать негармонические элементы вокала. Звуки «с» и «т» могут легко перемешаться с хэтами и другой перкуссией. Если их невозможно вытащить, попробуйте просто заменить их аналогичными сэмплами из какой-нибудь вокальной библиотеки. Только убедитесь, что эти «заплатки» имеют такую же панораму и уровень, что и остальной вокал. Вы удивитесь, насколько уши прощают такой обман, когда этот леченый вокал смикширован с остальным треком и снабжён небольшим количеством эффектов и реверберации.

5.Особенно тяжело поддаются спектральному демикшированию инструменты со сложными гармониками. Одни из самых трудных – гитара и пианино. Если Вы не можете добиться приличных результатов никакими методами, попробуйте просто заменить эту партию похожим по звучанию инструментом. К примеру, Melodyne DNA позволяет проанализировать полифонический сигнал и сгенерировать MIDI-ноты. Потом Вы можете взять соответствующий виртуальный инструмент и подобрать похожий тембр и эффекты.

6.Даже если Вы никогда не делали ремиксы или мэш-апы, изучение технологии демикширования поможет получить навыки, полезные и для микширования, и для мастеринга. Чем больше Вы анализируете профессиональные миксы, тем больше понимаете, как делать свои.

7.Не унывайте, если для развития навыков потребуется много времени. Нужен хороший тренированный слух, чтобы понимать, что происходит в миксе, и много практики, чтобы выбирать правильные инструменты для работы. И, как мы говорили вначале, одни треки хорошо поддаются демикшированию, а другие нет. И если Вас ничего не выходит, то не исключено, что исходный материал просто не позволяет сделать этого.

Коммерческие «разборки»

Не сомневаемся, что Вы захотите опробовать свои навыки на некоторых коммерческих треках. Не будем вспоминать о правовых заморочках – ведь так интересно сделать свои собственные ремиксы или мэш-апы на основе сэмплов, извлечённых из известных (или не очень) песен. Будет прикольно предложить Вам некоторые коммерческие релизы, которые можно успешно демикшировать при помощи тех или иных методов. Чтобы получить хорошие результаты, используйте исходный материал как минимум CD-качества. Работа с MP3-файлами менее эффективна и зачастую осложнена артефактами сжатия.

СУММИРОВАНИЕ В МОНО
DUSTY SPRINGFIELD, THE LOOK OF LOVE
Вокал в этом треке панорамирован в центр, поэтому его легко удалить, просто инвертировав один из каналов и сделав суммирование в моно.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ ФАЗЫ
LIVIN JOY', DREAMER
Оживлённая синтезаторная линия играет соло в начале песни. Скопируйте её и используйте противофазу, чтобы удалить эту партию из остальной части песни.

ХИРУРГИЧЕСКАЯ ЭКВАЛИЗАЦИЯ/ФИЛЬТРАЦИЯ
MADEON, FINALE
Удалите повторяющийся синтетический звук, которым начинается трек, сделав узкие вырезы на фундаментальной частоте и её гармониках.

ШУМОПОДАВЛЕНИЕ
LTJ BUKEM, WATERCOLOURS
Перейдите к свободной от барабанов секции в конце песни, и затем используйте её как шумовой профиль, чтобы удалить пэд из всей песни.

СПЕКТРАЛЬНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ
GOTYE, SOMEBODY THAT I USED TO KNOW
Эту песню с разрежённой аранжировкой легко разобрать на части при помощи спектрального редактирования. Не забывайте выделять гармоники, соответствующие тем или иным инструментам.

СПЕКТРАЛЬНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ
GARY JULES, MAD WORLD
Ещё один трек, хорошо подходящий для спектральной обработки. Попытайтесь задавить вокал, чтобы сделать инструментальную версию, в которой играют только акустические инструменты.

Опубликовано в журнале Computer Music

Звуковые примеры к статье находятся здесь

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: Джон Уолден. Вытаскиваем вокал из трека


Загрузка беседы