Ингмар Кианг. Запись и сведение бэк-вокалов

Запись и сведение бэк-вокалов
Опубликовано в журнале Sound on Sound  в январе 2013 года

Ингмар Кианг

Сильный лид-вокал – это главный привлекающий элемент многих песен, попавших на вершины хит-парадов. И, зачастую, он поддержан и украшен такими вещами, как дабл-треки, гармонические многоголосые партии и бэк-вокалы всевозможных форм и размеров. И это далеко не второстепенные детали, вставленные в микс на последней минуте. Правильный бэк-вокал усиливает впечатление от мелодии, добавляет эмоцию, поддерживает интерес и создаёт взрыв энергии в припевах и хуках.

Подготовка

Запись бэк-вокаловНикто не спорит, что ведущий вокал должен быть записан с максимально возможной выразительностью, экспрессией и свободой (конечно, с уважением к мелодии). А вот бэки – это уже совсем другой случай. Такие партии обычно следуют жёстко определённой схеме, что требует дисциплины как от вокалистов, так и от продюсеров. Это особенно верно в случае с многоголосыми гармониями, поскольку их сначала нужно сочинить, затем аккуратно спеть и записать, а потом отредактировать с той или иной степенью воздействия. Таким образом, один из главных ключей к успеху – это тщательная проработка вокальных партий как на этапе аранжировки, так и во время репетиций. Тем не менее, это не отменяет последующего редактирования, поскольку во многих современных поп-стилях оно стало таким же важным этапом производственного процесса. Эти жанры требуют безупречно синхронного исполнения аккомпанирующих партий, так что, приготовьтесь провести несколько напряжённых часов перед монитором своего компьютера. И постарайтесь заранее изучить функционал своей DAW (включая горячие клавиши), чтобы сделать этот процесс максимально безболезненным!

В принципе, нет никаких жёстких правил относительно того, где делать бэки и какими они должны быть. Однако, желательно заранее определиться с этим вопросом, прежде чем нажать кнопку «record». Так Вы сможете понять, сколько треков надо будет записать и сколько придётся потратить на это времени. На запись простой гармонии может потребоваться меньше минуты, тогда как редактирование многоголосой секции может занять чуть ли не весь день. Помня об этом, не пожалейте времени и детально послушайте недавние хиты или свои любимые песни, чтобы понять, какие типы бэк-вокалов существуют, как они используются и какую играют роль в аранжировке. 
Структура аранжировки с бэк-вокалами
Сейчас распространено записывать вокальные партии в виде дабл- или даже квадро-трека, зачастую сопровождая всё это многоголосыми гармониями. Подобная структура аранжировки показана на этом рисунке. Поэтому, чтобы не усложнять жизнь ни себе, ни людям, желательно заранее полностью планировать всё, что будет происходить при записи.

Трекинг

При записи бэк-вокалов применяются те же самые правила, что и для ведущих партий. Нужно создать приличный микс, который вокалист будет слышать в наушниках, чтобы помочь ему правильно интонировать; проверить звучание микрофона и комнаты, сведя к минимуму нежелательную реверберацию, коробочные призвуки, эффект близости и так далее. Короче говоря, сделать всё то, что обычно делается при записи любого вокала. Цель состоит в том, чтобы записать хорошее чистое исполнение, пригодное для дальнейшего микширования.

В поп-музыке сегодня распространена ситуация, когда один человек поёт и ведущие партии, и подпевки. Но, даже если Вы работаете с несколькими людьми, я бы советовал использовать при записи бэков единственный микрофон. К примеру, если Вы хотите сразу записать большую группу вокалистов, то можете разместить их вокруг одного всенаправленного микрофона. Вам нужно будет только настроить дистанцию между каждым певцом и микрофоном, чтобы получить хороший общий баланс. В общем, в процессе записи я рекомендую держать вещи в простоте, поскольку усложнить их Вы всегда успеете.

Дабл-трек

В отличие от искусственного дабл-трека, который можно сделать при помощи дилэя или специализированного процессора, «настоящий» дабл-трек получается путём двукратного исполнения одной вокальной партии. Можно ли назвать его бэк-вокалом или нет – это достаточно спорный вопрос, так как он ничем не отличается от основной партии. Но поскольку это немного более сложная вещь, чем простая однодорожечная запись, давайте вкратце её рассмотрим.

Поскольку дабл-трек насыщает и уплотняет тональность, одновременно разглаживая шероховатости исполнения, то это весьма полезная техника, которой можно поддержать посредственных или неуверенных певцов. Отрицательная сторона этой методики состоит в том, что она может уменьшить непосредственность и интимность вокальной партии. Сделать дабл-трек совсем не сложно – нужно просто заставить певца продублировать свой собственный вокал, максимально повторяя все нюансы. А в некоторых случаях, всё может быть ещё проще: если в процессе записи получилось несколько дублей ведущей партии, то Вы можете взять «забракованный» вариант, немного подредактировать и использовать в качестве дабл-трека. Но если вокал должен находиться на явном переднем плане (up-front), либо спет так, как удаётся только лишь раз в жизни, то понадобятся дополнительные проходы, максимально попадающие в основную партию, и, если потребуется, тщательное аккуратное редактирование.

Дабл-трек в октаву
Разновидностью дабл-трека можно назвать дублирующую вокальную партию, спетую на октаву выше или ниже. Благодаря этой методике, можно добавить субъективный «воздух» или «вес» к основной партии. Как правило, низкий дабл микшируется сухо и близко к оригиналу, тогда как высоким трекам идёт на пользу щедрая доза реверберации. Такие октавные треки помогают создать «вокальный звук» (в качестве примера можно послушать U2), и их лучше всего использовать на больших секциях или даже целиком на всей песне, а не в качестве эффектов на индивидуальных партиях.

К сожалению, зачастую возникает ситуация, когда певец просто не может спеть в октаву, поскольку это выходит за пределы его диапазона. Это особенно характерно для фальцета. К примеру, в запеве он ещё может петь высоко, а вот припевы уже никак не поддаются. В таких случаях, можно прибегнуть к компромиссу, оставив фальцет только в запевах, а в припевах записать обычный нормальный дабл, используя при этом в качестве высокого голоса партию, сыгранную на гитаре или синтезаторе. Потом, когда в следующем запеве вернётся «человеческий» фальцет, может получиться весьма приятный для слуха контраст. Кроме того, Вы так даже можете заменить какой-то голос в гармонической пачке.

Одноголосые гармонические линии

Простая гармоническая линия, своевременно введённая в песню, может значительно украсить её, поддерживая интерес к мелодии, добавляя богатство и эмоцию. Если у Вас есть в наличии несколько талантливых вокалистов, то можно попробовать спеть все песни в гармонии. Пример такого подхода можно услышать в классической композиции Sound of Silence от Simon & Garfunkel, или во множестве песен от таких великих коллективов, как Beatles или Crosby, Stills & Nash. В современной поп-музыке, гармонии в основном используются для того, чтобы подчеркнуть какие-то специфические фразы, и обычно они не появляются до тех пор, пока мелодия как следует не продемонстрирована слушателю. Это особенно характерно для запевов, поскольку слишком ранний ввод гармонической линии может отвлечь внимание от основного вокала и загромоздить аранжировку. Такие вокалы обычно записываются одним треком (максимум – дабл-трек), поскольку утолщение здесь требуется очень редко.

Многоголосые гармонии

Запись многоголосых гармоний требует дополнительных усилий как от продюсера, так и вокалиста. Я рекомендую начать с того, чтобы качественно записать первый верхний голос, потом второй и так далее. После этого, если требуется, можно перейти к низким голосам. В результате может получиться очень много треков, и, чтобы не запутаться, делайте пометки в блокноте или просто на листе бумаги. Не лишним также будет использовать цветовую маркировку в своей DAW.

Такая «бухгалтерия» поможет Вам ничего не потерять, и, кроме того, она предоставит этакий краткий композиционный обзор всей песни. К примеру, если у Вас есть интересная трёхголосая гармония на пятой фразе первого запева, то, не исключено, что-то подобное потребуется в таком же месте и в более поздних куплетах. И снова, на каждый голос будет достаточно одного-двух треков. Если гармонии хорошо аранжированы и исполнены, то слушателю доставит удовольствие различить каждый индивидуальный голос, поэтому, размазывание и округление звучания, которое может возникнуть при мультитрековой записи, здесь вряд ли пойдёт на пользу.

Связки и переходы

Вокальные линии, которые текут между основными мелодиями или сквозь них, позволяют соединить вместе разные секции песни, устраняя фрагментацию, как, например, в переходах с запева на припев, или с припева на бридж. Кроме того, они полезны с композиторской точки зрения, поскольку могут добавить богатство и разнообразие в аранжировку, по-другому не блещущую особой сложностью.

Сочиняя такие партии, всегда обращайте внимание на то, что играют другие инструменты, стараясь избегать попадания нот в унисон. «Почему?» - спросите Вы. Ответ прост: дело в том, что в местах пересечения может возникнуть неприятный скачок уровня, если две или более партий будут исполнять одну и ту же ноту. В принципе, подобные скачки несложно исправить в процессе сведения, хотя, обычно есть по крайней мере ещё одна нота, не менее хорошо ложащаяся в мелодию.

Кроме того, следует учитывать такой немаловажный аспект, как возможная текстовая «перегрузка», особенно если слова в гармонической линии отличаются от того, что звучит в основной мелодии. Позаботьтесь о том, чтобы избежать столкновений различных текстовых фраз, отвлекающих и дезориентирующих слушателя.

"Стена" припевов и кульминаций

Ничто так не украшает песню, как массивные многодорожечные бэк-вокалы, введённые в кульминационные моменты, такие, как припевы или кода. В современной поп-музыке распространена ситуация, когда бэки в припевах равны ведущему вокалу или даже берут на себя главную роль, позволяя певцу импровизировать на их фоне. Чтобы достигнуть этого эффекта, продюсер и певец должны гарантировать, что бэки спеты с достаточной энергией и все треки/голоса абсолютно синхронны между собой.

Кроме того, если Вы хотите добиться типичного для современных песен сверхширокого вокала, то рассмотрите вопрос записи нескольких дорожек для каждого голоса. Два идентичных вокальных трека, помещённых в одну точку стереополя, создадут эффект утолщения, характерный для дабл-трека, но  если разнести их по разным сторонам, то Вы потеряете все преимущества этой методики: теперь у Вас просто будут два отдельных голоса, приходящие из разных динамиков. Другими словами, чтобы создать действительно широкий мультитрековый вокал, каждый голос/партия должна быть исполнена, по крайней мере, четыре раза – по два раза для правого и левого каналов. А во многих случаях, по три, четыре или даже больше.  

Даже если Вы и не собираетесь размещать треки по крайним положениям панорамы, всё равно потребуется записать каждый голос по нескольку раз, особенно если хочется сделать такой же насыщенный вокал, какой можно услышать в коммерческих миксах. Мультитреки обогащают и сглаживают звучание, создавая захватывающий эффект, особенно проявляющийся на таких вездесущих партиях, как «оооо» и «аааа». Таким образом, трёхголосая гармония может очень быстро занять массу дорожек в Вашей DAW. Поэтому, чтобы не затеряться во всём этом, правильно организуйте окно проекта, внятно обзывайте треки и используйте цветовую маркировку. То же самое касается и микширования: даже и не пытайтесь управлять уровнями индивидуальных каналов, покуда не соберёте все треки по соответствующим подгруппам!

Редактирование

Обычно, чтобы получить бэк-вокалы, правильно работающие с остальными элементами аранжировки, требуется потратить довольно много времени на тщательное редактирование исходного аудиоматериала. Конечно, если только один или два трека спеты «спустя рукава», то редактирование можно сделать сравнительно быстро, но если таких огромная пачка, то мысли о смерти начнут посещать Вашу голову очень скоро. И не факт, что все косяки можно будет исправить. Таким образом, нужно позаботиться о том, чтобы исходный материал был записан и исполнен с максимальным качеством. Но, зато имея нормальные исходники и приложив немного усилий, Вы сможете добиться великолепных результатов. Причём, в большинстве случаев будет достаточно штатного инструментария, имеющегося в любой DAW. Но, для начала, Вы должны привести в надлежащее состояние тот трек (или треки), относительно которого будет проводиться редактирование. Очевидно, что для дабл-треков и простых гармонических линий это будет ведущий вокал.

Теперь, разместите референсный вокал и редактируемый бэк на смежные дорожки, чтобы была возможность прямого визуального сравнения. Включите оба трека в соло, разведите по сторонам панорамы и установите для них примерно одинаковую громкость. Можно надеть наушники, поскольку при такой специфической работе они просто неоценимы. Подобный подход может вскрыть недостатки, которые трудно заметить по-другому. Здесь-то и начинается тяжёлая рутинная работа, которой нельзя избежать, если Вы хотите получить синхронное звучание и профессиональный результат. В широко панорамированных треках  станут сразу же заметны любые проблемы с таймингом: хорошие секции будут течь легко и гладко, тогда как в проблемных местах возникнет неприятная суета между каналами. Когда Вы находите такой фрагмент, увеличьте масштаб отображения. Зачастую, тайминг можно легко подправить, просто разрезав дорожку по нужным словам или слогам, и затем передвинув их в правильные позиции относительно образцового трека. Старайтесь разрезать в нулевых точках звуковой волны и, если необходимо, ставьте соответствующие фейды, чтобы избежать щелчков. В некоторых случаях придётся прибегнуть к тайм-стретчингу, чтобы удлинить или укоротить окончания нот. Как правило, если бэк заканчивается заметно раньше ведущего вокала, то тут практически всегда требуется растяжение. И, наоборот, зачастую вполне приемлемо, если он немного запаздывает. Конечно, тут следует обращать на твёрдые согласные, которые могут вызвать неприятные эффекты двоения или флаттера. 
Выравнивание вокала по ритму
Наушники – прекрасные помощники при решении проблем с таймингом. Достаточно просто панорамировать две партии в разные стороны, и все проблемные места тут же вылезут, как прыщ на лбу! Стоит сказать, что для управления длиной нот далеко не всегда требуется использовать тайм-стретчинг: зачастую, достаточно просто применять фейды.

После того, как все партии выровнены под строгую ритмическую гребёнку, настало время автоматизации, при помощи которой мы будем управлять уровнями излишне громких или тихих слов и слогов. Во многих случаях, слишком сильные вздохи лучше значительно понижать в уровне, а не удалять полностью, поскольку это может привести к неестественному звучанию. Если Вы планируете отредактировать трек и потом сделать его баунсинг, то можете автоматизировать канальный фейдер. Если же предпочитаете редактировать и микшировать в одном проекте, то лучше автоматизировать уровень до какой-либо последующей обработки. Например, Вы можете управлять уровнем непосредственно в аудиоклипах или использовать Gain/Trim-плагины, расположенные до всех остальных процессоров. Кроме того, можно обратиться к специализированным процессорам, предназначенным для подавления шумов дыхания, таким, как Waves DeBreath. Тем не менее, не стоит слепо доверять кибернетике, так что тщательно слушайте результат. И, конечно, нужно заранее очистить материал от щелчков, поппинга, утечек из наушников и прочих шумов. 
Удаление шумов дыхания из вокала
Шумы дыхания вносят определённый вклад в ритмический пульс партии, и поэтому тоже зачастую требуют особого внимания и к таймингу, и уровню. Для последней задачи можно использовать автоматизацию или специализированный плагин, как например Waves DeBreath.

Я также считаю, что автоматизация – это лучший способ борьбы с сибилянтами, хотя подобная работа может и занять очень много времени. Многие де-эссеры, штатно присутствующие в DAW, далеко не идеальны, зачастую окрашивая тембр, пропуская одни сибилянты и задавливая другие до состояния шепелявости. Если у Вас нет какого-нибудь стороннего высококачественного де-эссера, типа Eiosis E2, то приготовьтесь немного потрудиться руками. Хотя, результат определённо того стоит. Одно радует, что зачастую не требуется истреблять сибилянты в каждом индивидуальном канале мультитрекового вокала, поскольку это можно сделать после баунсинга всей пачки на один трек (или в подгруппе).

Здесь Вы также можете заняться вопросами интонирования, но, прежде чем загрузить какие-то плагины, проверьте, нет ли у проблемных нот «двойников» в других местах песни, спетых более хорошо. Если таковые имеются, можно просто скопировать их оттуда и заменить кривые фрагменты. Если треки в целом исполнены хорошо, но имеют небольшие проблемы с интонированием, то можно воспользоваться штатным инструментарием своей DAW. Но если проблемы намного серьёзнее, то придётся обратиться к специализированному ПО, такому, как Celemony Melodyne или Antares Autotune. Кроме того, это превосходные творческие инструменты, при помощи которых можно создавать новые гармонии и эффекты.

Тюнинг мультитрековых бэк-вокалов можно делать аналогично тому, как мы ранее делали микроритмическую коррекцию. Включаем соло, ведущий вокал панорамируем в одну сторону, а дорожку бэка – в другую. И дальше по накатанной схеме. Опять же, шумы дыхания желательно не удалять полностью, а просто понижать в уровне. Хотя, если какие-то из них никак не стыкуются с ведущим вокалом, то можете уничтожать их без сомнений.

Учтите, что если Вы поместите один и тот же питч-корректор на все треки в пачке, спетой одним вокалистом, то это может привести к довольно неприятным фазовым проблемам. Чтобы избежать этого, настройте опорную тональность каждого плагина на несколько центов выше или ниже. Помните, что значительная доля красоты таких многодорожечных бэк-вокалов порождается тонкими высотными расхождениями между индивидуальными каналами. 
Тюнинг вокала
Если каждый канал в мультитрековой пачке будет оттюнен точно в ноты, Вы рискуете получить неестественный фейзероподобный эффект и потерять всё тонкое звуковое богатство, ради которого и записывалось столько звуковых дорожек. Однако, Вы можете использовать эти инструменты, чтобы оперативно сделать искусственные гармонические линии в помощь певцу, у которого есть проблемы с исполнением таких партий.

Обработка

Бэк-вокалам в поп-музыке практически всегда идут на пользу эквализация и компрессия, которые можно применять как до баунсинга, так и после него. Если Вы применяете эту обработку перед экспортом, то лучше не «доложить», стараясь использовать её только лишь в качестве корректирующего инструмента, а не художественного. Задача состоит в том, чтобы получить слитный вокал, свободный от каких-либо проблем и пригодный для последующей более изощрённой обработки.

Во-первых, удаляйте все низкочастотные шумы, пользуясь полочным фильтром с частотой в районе 150 Гц. Если требуется, понижайте другие частотные области, чтобы бороться с прочими тональными недостатками, такими, как грязь и коробочные призвуки. Чтобы точнее идентифицировать проблемные частоты, можно задрать фильтр и потом протащить этот горб по спектру. И весь мусор начнёт просто выпрыгивать на Вас из динамиков. После того, как эти частоты найдены, нужно сделать соответствующие понижения, установив в фильтрах допустимо высокую добротность. Хорошая доза компрессии тоже зачастую не помешает, добавляя слитность и сглаживая большие скачки уровня. При этом, желательно всё-таки полностью не убивать динамику. Используйте сравнительно небольшое отношение, опираясь на следующее правило: чем меньше отношение компрессии, тем ниже можно установить порог. Но, тем не менее, в первую очередь оценивайте результат на слух, поскольку величина порога всегда зависит от обрабатываемого источника.

Когда Вы нашли действенную комбинацию различных процессоров, сделайте темплейт (пресет) канальной линейки, чтобы быстро загружать эту же цепочку для обработки прочих однотипных треков. Конечно, для каждой новой партии, скорее всего, понадобятся некоторые дополнительные подстройки параметров, но подобный подход может здорово сэкономить время. 
Эквализация бэк-вокалов
Эквализация бэк-вокалов
Эти два эквалайзера использовались для обработки похожих партий внутри одной песни. Хотя параметры настройки заметно отличаются, можно заметить, что в обоих случаях применялось довольно радикальное понижение низких и/или высоких частот. Подобная фильтрация – как по верхам, так и по низам – обычное явление при микшировании бэк-вокалов.

Промежуточный миксдаун (баунсинг)

Несмотря на своё древнее происхождение, баунсинг до сих пор является ценным инструментом, используемым для облегчения процесса микширования и навигации по проекту, или просто для того, чтобы освободить системные ресурсы. Согласитесь, что с 32 или 48 треками работать намного легче, чем со 173! Кроме того, учитывая чувствительность данных автоматизации к плотности тёмных пятен на Альфе Центавра, иногда желательно экспортировать даже единственный трек, особенно если он подвергся тяжёлому редактированию.

В случае с нашей многодорожечной трёхголосой гармонией, которая легко может вовлечь в себя 24 и более треков, цель состоит в том, чтобы преобразовать всё это в три стереотрека – по одному на каждый голос. Таким образом, мы сможем управлять каждым голосом в процессе сведения. Перед баунсингом проверьте расположение каждого элемента в стереопространстве и удостоверьтесь, что общая картина имеет максимально возможную ширину, поскольку в готовом стереофайле исправить что-либо уже не особо получиться, и вся последующая обработка уже будет той или иной формой компромисса. Если итоговое звучание недостаточно широкое, его, конечно, можно увеличить при помощи расширителей стереобазы, хотя, звук при этом будет далёк от естественности. Наоборот, если картина получилась слишком широкая, то её легко можно сузить, совершенно не внеся никаких артефактов. Поэтому, лучше ошибиться в широкую сторону. Удостоверьтесь, что в микс не попали ни реверберация, ни задержка (их лучше добавлять позже, в общем контексте трека) и что отключена вся обработка в мастер-шине.

Микширование

Усилия, приложенные на стадиях редактирования и баунсинга, принесут плоды уже на этапе микширования. Во-первых, у Вас будут отлично звучащие треки; во-вторых, их будет сравнительно немного; и, в-третьих, останется достаточно пространства для творческих манёвров и дополнительной обработки.

В общем, главная функция баунсинга – облегчить процесс микширования, помогая бэк-вокалам сделать свою работу, не вытесняя ведущий вокал и не затеняя инструментовку. Самая эффективная техника, которая позволяет поместить бэки (и не только) в своё собственное место, называется «брекетинг». Представляет собой достаточно серьёзный срез низких частот (полочным или обрезным фильтром), скомбинированный с небольшим (или довольно большим) понижением высоких частот. Обычно используется перед компрессором. Как правило, бэк-вокалы могут легко выдержать самую радикальную компрессию, поскольку редко когда требуется, чтобы какие-то особые слова были прямо таки драматично громче других. Эта комбинация из эквалайзера и компрессора моментально дифференцирует бэки от ведущего вокала, и степень, до которой это сделано – а разница может быть просто огромной – определяется только лишь личным художественным вкусом. И если Вы хотите на примере понять, как действует эта техника, послушайте припев в песне Adele «Rolling In The Deep».

Улучшить разделение с ведущим вокалом и/или какими-то другими треками можно при помощи второго компрессора, управляемого через боковую цепь другим элементом микса, затенения которого мы хотим избежать. К примеру, Вы можете послать туда сигнал с ведущего вокала, заставляя компрессор понижать уровень подпевок в те моменты, когда звучит главная партия. 

И, в качестве последних штрихов, можно добавить реверберацию и/или задержку, чтобы создать глубину и расположить бэки позади ведущего вокала или других инструментов. Опять же, не забывайте слушать в общем контексте: к примеру, длинная задержка в соло может звучать просто великолепно, но вот при общем воспроизведении часто загромождает микс до состояния полной каши. Как правило, пачки стереотреков, в которых бэк-вокалы исполняют полноценные продолжительные линии (например, стена вокала в припевах), являются не самыми лучшими кандидатами на обвешивание разными навороченными суперэффектами.

Полезные советы

1. Циклическая запись и возможность сохранения каждого прохода (take) на ту же самую дорожку являются очень полезными функциями, когда дело доходит до записи бэк-вокалов. Установите удобную область зацикливания, где в начале имеется такт или два для того, чтобы певец успел настроиться, и пара тактов в конце, чтобы успеть перевести дыхание. Как много понадобится таких проходов, зависит от массы условий, но, в идеале, Вы должны быть в состоянии скомпилировать хороший трек не более чем из трёх-четырёх дублей.

2. Если Вы работаете с одним певцом, следует учитывать, что его силы тоже не бесконечны, и, заставляя его раз за разом выкладываться на все сто процентов, можно прийти к тому, что он устанет и потеряет концентрацию, а исполнение будет механическим и безэмоциональным. Хотя, при этом, оно всё ещё может быть идеальным со стороны ритма и тональности. В этом случае, пока певец ещё свеж, хорошей идеей будет записать два идеальных «мастер»-трека (левый и правый) для каждого голоса гармонии. Потом Вы можете вернуться к ним, чтобы записать остальные каналы. Эти мастер-треки должны быть особым образом помечены, чтобы явно отличать их в процессе редактирования, баунсинга или миксдауна. Используйте их в качестве главных партий и микшируйте «не такие свежие» дубли с несколько уменьшенным уровнем.

3. Вы можете усилить ощущение глубины, если будете записывать каждую последующую пару треков, увеличивая расстояние до микрофона. Так, если Вы собрались записать четыре пары, запишите первые две с «нормальной» дистанцией (типично 15 – 20 см), а для последующих дублей увеличьте расстояние на 30 – 60 см.

4. При мультитрековой записи, такая фраза, как «Gotta get you back» легко может зазвучать как «G-G-Gotta g-get you back-ck». Поэтому, запишите мастер-треки как обычно, а для дублей попросите певца смягчить согласные звуки. Ему это будет нетрудно, а Вам сбережёт массу времени при последующем редактировании.

5. Бэк-вокалы, входящие в «стену» припева, обычно записываются один раз и потом используются во всех остальных припевах. Но, если одна и та же комбинация будет применяться повсеместно, то это быстро приестся и наскучит слушателю. Пробуйте избежать такой ситуации, отключая некоторые партии в первых припевах и вводя их позже. Кроме того, можно микшировать с разными уровнями, чтобы поддержать общее развитие песни.

Решение проблем

Не секрет, что кто-то поёт лучше, кто-то хуже, но Вы удивитесь, как много вроде бы «хороших» певцов испытывает трудности с пропеванием гармоний. То, насколько классно исполнены главные партии, часто зависит от личного отношения и эмоциональной вовлечённости певца, тогда как бэк-вокалы больше опираются на технику, опыт и усердие. Таким образом, весьма часто возникает очень расстраивающая ситуация, когда певец, только что отлично исполнивший ведущую партию, никак не может спеть простую гармоническую линию. Если Вы попали в такое положение, вот несколько советов:

• Перепроверьте баланс в наушниках, понизьте или заглушите любые инструменты, потенциально загромождающие микс. Зачастую, гармонии проще петь, когда в наушниках есть только ведущий вокал, и минимальное ритмическое и инструментальное сопровождение.

• Не позволяйте певцу срываться и впадать в депрессию. Займитесь другими, более лёгкими секциями, и вернитесь к проблемной партии тогда, когда он будет чувствовать себя более уверенно.

• Проиграйте гармоническую линию простым фортепьянным звуком и поместите его в микс, сделав громче ведущего вокала. В экстремальных случаях, скопируйте ноты в предыдущий такт или такты (зависит от длины партии), затем временно заглушите все мешающие инструменты в этой «репетиционной» секции. Теперь, певец сможет услышать эти ноты громко и чисто непосредственно перед тем, как должен будет их спеть.

• В качестве аналогичной меры, воспользуйтесь возможностями Melodyne или Cubase VariAudio, чтобы на основе ведущего вокала сделать гармонию. Зачастую, результат будет звучать не особо естественно, но этого вполне достаточно, чтобы предоставить певцу необходимую поддержку.

• Сделайте перерыв хотя бы на 15 минут и попробуйте выбросить этот трек из своих голов. Послушайте разную музыку, посмотрите телевизор, выйдите прогуляться. Когда Вы вернётесь после отдыха, решение проблемы может найтись очень быстро – хотя, к сожалению, если этого не произошло в течение полудюжины дублей, то вряд ли случится вообще…

Опубликовано в журнале Sound on Sound в январе 2013 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ:

Пол Уайт. Запись вокала в компьютерной студии

Пол Уайт. Вокальный дабл-трек

Пол Уайт. Современные технологии обработки и микширования вокала

Марк Казинс. Исправляем недочёты в записанном материале

Стив Скиннер. Подготовка материала к сведению


Загрузка беседы